Наши выпускники

Генеральные конструктора — выпускники кафедры:

Александр Георгиевич Ивченко — генеральный конструктор авиационных двигателей:

dvs_h5

Родился 23 ноября 1903 года в г. Большой Токмак . С 1930 по 1935 г.г. учился в харьковском механико- машиностроительном институте (ныне Национальный технический университет «ХПИ») на специальности «Двигатели внутреннего сгорания». В 1935 г. получает диплом. Это был первый выпуск специалистов по двигателям в Украине. А.Г. Ивченко направлен на моторный завод № 29 им. П.И.Баранова в г. Запорожье (сейчас ОАО «Мотор-сич»). Работает на должностях руководителя конструкторской бригады, заместителя и начальника конструкторского бюро, заместителя главного конструктора по проектированию авиационных двигателей внутреннего сгорания. В 1945 г. А.Г. Ивченко организовывает в г. Запорожье ОКБ-478 (ныне ЗКБМ «Прогресс» им. Ивченко).

А.Г. Ивченко — доктор технических наук, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член Академии Наук Украинской ССР. За выдающиеся достижения в области авиационного двигателестроения награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью «За доблестную работу в Великой Отечественной войне».

11 июня 1998 года состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски выдающемуся конструктору авиадвигателей академику Александру Георгиевичу Ивченко. Доска установлена на здании Лабораторного корпуса ХПИ, в котором он учился в 1930-1935 гг.

Трашутин Иван Яковлевич

Trashutin_IYv-2

Родился в 1906г. В 1930 получает диплом на кафедре ДВС Харьковского политехнического института. После окончания ХПИ работает на заводе им. Малышева и принимает участие в создании танкового двигателя В-2. Затем проходит 3-х годичную стажировку в США, где в Массачусетском технологическом институте им была защищена магистерская научная работа. С 1941 генеральный конструктор Кировского завода в Челябинске по производству ДВС специального назначения.
Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии.

Бутов Владимир Иванович

dvs_hi9dvs_hi8

Родился 25.10.1934г. в с. Ровеньки Белгородской обл. (25.10.1934-6.11.1999). В 1957 окончил Харьковский политехнический институт по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». На ЧТЗ с 1957. За 40 лет работы на этом предприятии прошел путь от инженера — исследователя до генерального конструктора. В 1981-97 возглавлял ГСКБ «Трансдизель». Последователь И. Я. Трашутина. Конструктор трансп. двигателей, засл. изобретатель РСФСР (1983), засл. конструктор РФ (1995), Герой Социалистического Труда (1985). Был награжден орденом «Знак Почета» и медалями.

Самусь Николай Иванович

Родился в 1935г. В 1953 — 1958 гг студент кафедры ДВС Харьковского политехнического института. С 1958 по 1967 гг работает на инженерных должностях в конструкторском бюро топливной аппаратуры. В 1967 становится заместителем главного конструктора завода топливной аппаратуры (г. Вильнюс). Одновременно в 1973г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование и выбор параметров топливного насоса распределительного типа». С 1975 по 2005 год работал главным конструктором Чугуевский завода топливной аппаратуры.

Николай Осипович Кваша — генеральный конструктор центрального конструкторского бюро «Лазурит»:

dvs_hi5

Родился 8 декабря 1929г. Учился в Харьковском политехническом институте на кафедре двигателей внутреннего сгорания. Далее завод «Красное Сормово» в г. Горький и должность конструктора. Затем начальник конструкторского бюро автоматизации производства. Создано специализированное конструкторское бюро СКБ-112 (ЦКБ «Лазурит») — ведущий конструктор отдела вооружения. Чуть позже был назначен заместителем главного конструктора.

В 33 летнем возрасте он стал главным инженером конструкторского бюро и проработал на этой должности 22 года. Удостоен звания Героя Российской Федерации.

В 1993 году приказом Правительства Российской Федерации Н.И. Кваша назначен Генеральным конструктором центрального конструкторского бюро «Лазурит».
Н.О. Кваша защитил докторскую диссертацию в области транспорта, избран действительным членом Академии Транспорта Российской Федерации.

В 1999 году ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Николай Карпович Рязанцев — генеральный конструктор Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению, творец современных танковых дизелей:

dvs_hi3

Родился 30 апреля 1937 года. В 1954-1959 гг учился на кафедре двигателей внутреннего сгорания Харьковского Политехнического Института. С 1959 г. работает инженером на ГП «Завод имени Малышева». С 1973 года является Главным конструктором Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению при заводе им. Малышева. Далее назначается Генеральным конструктором ХКБД.

Соучредитель филиала кафедры двигателей внутреннего сгорания НТУ «ХПИ» в КП «ХКБД».
Н.К. Рязанцев подготовил одного доктора и 5 кандидатов технических наук. Издал более 280 научных и педагогических трудов, имеет 70 авторских свидетельств и патентов на изобретения.  Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, доктор технических наук, профессор. В 2004 г. ему присвоено звание почетного доктора НТУ «ХПИ».
За высокие достижения награжден орденом «Знак Почета», орденом «Ленина», орденом «За заслуги III степени».

Коржов Михаил Алексеевич

vaz

Родился в 1935г. В 1953 — 1958 гг студент кафедры ДВС Харьковского политехнического института. С 1958 по 1967 гг работает на конструкторских должностях в ПО «ГАЗ». В 1968 переходит на работу в АвтоВАЗ руководителем группы. В 1979 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование и выбор основных параметров двигателя легкового автомобиля». В 1983 становится начальником КБ роторно-поршневых ДВС АвтоВАЗа. С 1986 по 1998гг Главный конструктор по двигателям, заместитель генерального конструктора АвтоВАЗа. Начиная с 1999 занимает должность начальника бюро перспективных разработок АвтоВАЗа.

Волошин Юрий Петрович

dvs_hi1

Родился в 1941г. В 1958 — 1964 гг студент кафедры ДВС Харьковского политехнического института. С 1964 по 1966 гг работает на конструкторских должностях в ГСКБД. Возвращается на кафедру в 1966, где в 1975г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование эффективности систем газотурбинного наддува быстроходного комбайнового дизеля». Несколько лет занимал должность заместителя заведующего кафедрой ДВС по научной работе. В 1983 году становится главным конструктором Чебоксарского завода промышленных тракторов. 1990 год — Главный конструктор — первый зам. директор, вице-президент — генеральный конструктор АО «Дизельпром». 1998 год — генеральный директор Шумерлинского завода спецавтомобилей. В 2002 году назначен заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики — министром промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики.

Пархоменко Николай Давыдович (1935 — 2001 гг)

 С 1953 по 1958 гг студент кафедры ДВС Харьковского политехнического института. С 1958 по 1969 гг работает на конструкторских должностях в ПО «ГАЗ». С 1969 года работает руководителем группы ПО «ГАЗ». В 1973 г. становится начальником конструкторско-экспериментального отдела ПО «ГАЗ». С 1977 года занимал должность Главного конструктора по двигателям, зам. Генерального конструктора ПО «ГАЗ». В 1998 г — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разработка, исследование и доведение дизеля для грузовых автомобилей ГАЗ».

Строков Александр Петрович — главный конструктор ГСКБД.

строков

Родился 28 июля 1946 года. В 1971 году окончил Харьковский политехнический институт по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Трудовую деятельность начал и более 30 лет работал в Главном специализированном конструкторском бюро по двигателям средней мощности (ГСКБД). Прошел путь от инженера-исследователя до Генерального конструктора. В 1981 году Строков А.П. защитил кандидатскую диссертацию в 1995 г. — докторскую диссертацию, а в 2000 году ему было присвоено ученое звание профессора.
Всего за период своей творческой деятельности Строковым А.П. опубликовано более 100 научных и методических работ, среди них 12 свидетельств на изобретения, 7 учебников.
Одновременно с научно-производственной деятельностью вел преподавательскую работу в Украинской академии железнодорожного транспорта и Харьковском государственном автодорожном техническом университете будучи профессором кафедры.
Строков А.П. является действующим членом Инженерной Академии Украины.

 

За годы существования кафедры защищено 20 докторских и 140 кандидатских диссертации, в том числе, за последние 10 лет — 8 и 22 диссертации, соответственно.

Защитили докторские диссертации:

ГРУНАУЕР Александр Адольфович

dvs_his6

Защитил докторскую диссертацию в 1969 году на тему «Исследование системы регулирования тракторного двигателя и его взаимодействие с упругими системами трансмиссии и подвески трактора», профессор с 1972 г. Подготовил 6 кандидатов наук. Автор трех монографий: «Регуляторы тракторных и комбайновых двигателей» (1964 г.) и др., Опубликовано более 50 статей. С 1968 по 1991 годы был заведующим кафедрой теории механизмов и машин Харьковского политехнического института. Опубликовал 3 учебника, имеет 9 свидетельств на изобретения.

ДЬЯЧЕНКО Василий Григорьевич

dvs_his7

Защитил докторскую диссертацию в 1974 году на тему «Исследование и выбор основных параметров четырехтактных быстроходных дизелей». Опубликовал более 100 научных работ, имеет более 40 свидетельств на изобретения. Выпустил три учебных пособия с грифом Минвуза СССР. С 1978 года профессор кафедры ДВС Харьковского политехнического института. Руководит научным направлением по созданию новых многотопливных двигателей и систем топливоподачи. Подготовил 11 кандидатов наук.

ШОКОТОВ Николай Константинович

dvs_his8

Защитил докторскую диссертацию в 1978 году на тему «Термодинамические основы оптимизации характеристик перспективных тепловозных и судовых дизелей». Опубликовал более 160 научных статей, имеет 15 свидетельств на изобретения. Выпустил два учебных пособия с грифом Минвуза СССР. С 1981 г. по 1998 г. был профессором кафедры ДВС Харьковского политехнического института. Работал заместителем заведующего кафедрой двигателей внутреннего сгорания Харьковского политехнического института по научной работе. Руководил научным направлением по созданию новых комбинированных дизелей с системами вторичного использования теплоты, модернизации дизелей с целью повышения эксплуатационной топливной экономичности. Подготовил 3 доктора наук и 13 кандидатов наук.

РАЗЛЕЙЦЕВ Николай Фокеевич

dvs_hsi9

Защитил докторскую диссертацию в 1981 году на тему «Исследование, моделирование и оптимизация процесса сгорания в форсированных дизелях». Автор монографии «Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях» (1980 г.), двух конспектов лекций по курсу «Теория горения» и более 100 статей. Получил 7 свидетельств на изобретения. Выпустил два учебных пособия с грифом Минвуза СССР. С 1981 года был заместителем заведующего кафедрой ДВС Харьковского политехнического института по учебной работе. С 1984 г. по 1995 г. был профессором кафедры ДВС. Руководил научным направлением по повышению эффективности тепловыделения в дизелях за счет согласования характеристик камер сгорания, воздухо- и топливоподачи. Подготовил 6 кандидатов наук.

ПОЙДА Анатолий Николаевич

dvs_his10

Защитил докторскую диссертацию в 1990 году на тему «Методы определения параметров и характеристик внутрицилиндрових процессов дизелей на основе средств автоматизации и микропроцессорных систем». Опубликовал более 50 научных работ, имеет 12 свидетельств на изобретения, поставил 12 лабораторных работ. Разработал методические указания к лабораторным работам и домашних заданий по курсам «Испытания ДВС», «Электронные устройства в системах ДВС». Подготовил 3 кандидата наук. С 1995 года профессор кафедры КГМ Харьковского политехнического института.

АМБРОЗИК Анджей

dvs_his11

Защитил докторскую диссертацию в 1991 году на тему «Совершенствование методов оценки и выбор путей улучшения показателей перспективных автомобильных дизелей производства Польши». Автор 4 учебных пособий для студентов, опубликовал более 35 научных работ. С 1970 года сотрудник политехнического института в г. Кельце (Польша). С 1992 года заведующий кафедрой «Автомобили и двигатели внутреннего сгорания».

ТРЕТЬЯК Евгений Иванович

dvs_his12

Защитил докторскую диссертацию в 1992 году на тему «Оптимизация процессов теплопередачи в форсированных дизелях на основе сопряженных математических моделей нестационарной теплопроводности». Соавтор монографии «Современные дизели», автор более 60 статей, получил 7 свидетельств на изобретения. С 1977 года работал доцентом кафедры ДВС, с 1993 года стал профессором кафедры. Разработал методические указания по курсам «Теплопередача в ДВС» и «Компьютерная подготовка».

АБРАМЧУК Федор Иванович

dvs_his13

Защитил докторскую диссертацию в 1993 году на тему «Основы повышения термоусталостной и длительной прочности поршней быстроходных форсированных дизелей». Соавтор монографий «Современные дизели: повышение топливной экономичности и длительной прочности», «Процессы в перспективных дизелях», а также шестого тома серии учебников «ДВС» для подготовки специалистов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Опубликовал более 30 статей. Имеет более 20 свидетельств на изобретения. С 1994 года профессор кафедры ДВС ХГПУ. Разработал методические указания к курсовому и дипломному проектированию по динамическому расчету ДВС. Подготовил 6 кандидатов наук. С 2002 года заведующий кафедрой ДВС Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.

АБДУЛГАЗИС Умер Абдулаевич

dvs_his14

Защитил докторскую диссертацию в 1994 году на тему «Проблемы и пути конструктивного адаптации автотракторных дизелей в природно-агрессивным условиям аридного климата». Соавтор трех монографий по проблемам долговечности и химической коррозии деталей цилиндро-поршневой группы автотракторных дизелей. Опубликовал более 40 статей. Имеет 3 авторских свидетельства на изобретения. Разработал учебно-методические пособия для дипломных и курсовых проектов. С 1989 года доцент Бухарского технологического института (Узбекистан). В настоящее время профессор, заведующий кафедрой эксплуатации и ремонта автомобилей Крымского государственного инженерно-педагогического университета, г. Симферополь.

ПЫЛЁВ Владимир Александрович

dvs_his15

Защитил докторскую диссертацию в 2002 году на тему «Научные основы обеспечения длительной прочности поршней быстроходных дизелей при использовании САПР». Подготовил 2 кандидата наук. Руководит научным направлением по оптимизации, информационным технологиям и САПР в ДВС. Разработал методические указания по дисциплинам «Теория ДВС», «Информатика», «САПР ДВС». Автор монографии «Автоматизированное проектирование поршней быстроходных дизелей с заданным уровнем длительной прочности». Опубликовал 93 статьи, получил 12 свидетельств на изобретения. Соавтор четвертого тома серии учебников «ДВС» для подготовки специалистов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». В 2006 году получил звание профессора. Лауреат Государственной премии Украины.

ПАРСАДАНОВ Игорь Владимирович

dvs_hi16

Защитил докторскую диссертацию в 2003 году на тему «Научные основы комплексного улучшения показателей топливной экономичности и токсичности отработавших газов дизелей грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин». Руководит на кафедре научным направлением по улучшению топливной экономичности, снижению токсичных выбросов отработавших газов, комплексной эколого-экономической оценке дизелей. Автор монографии «Повышение качества и конкурентоспособности дизелей на основе комплексного топливно-экологического критерия». Опубликовал более 90 статей, разработал методическое пособие, получил 6 свидетельств на изобретения. С 2004 года заместитель заведующего кафедрой ДВС по научной работе. Победитель конкурса 2005 года в номинации «Преподаватель профессионально-ориентированных и специальных дисциплин». В 2006 году получил звание профессора.

ШПАКОВСКИЙ Владимир Васильевич

Шпаковский_пр

Защитил докторскую диссертацию 01.07.2010 г. на тему «Научно-технические основы улучшения показателей ДВС применением поршней с корундовым слоем». Уже много лет занимается разработкой и совершенствованием технологии изготовления деталей с поверхностным корундовым слоем. С 1988 по 2010 г.г. выступал с докладами на 19 международных научно-технических конференциях, результаты научных исследований экспонировались на 68 выставках в Украине, России, Белоруссии, Польши, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Китае, Индии и США.

ПРОХОРЕНКО Андрей Алексеевич

DIGITAL CAMERA

Защитил диссертацию 04 апреля 2013 на тему «Научные принципы  разработки систем управления дизелей с электрогидравлической топливной аппаратурой».