15-17 декабря 2020 года на кафедре «Детали машин и мехатронных систем» состоялись дистанционные занятия с работниками ОАО «Запорожсталь», где заведующий кафедрой Гайдамака А. В., доцент Клитной В.В., ведущий науч. сотрудник Татьков В.В. читают лекции по обслуживанию, ремонту и эксплуатации подшипников скольжения электродвигателей прокатных станов.

  

 

За последние двадцать лет сотрудниками кафедры «Детали машин и прикладная механика» выполнен ряд значительных работ. Разработана методика расчета упорных подшипников скольжения для гидротурботурбин, на основе которой созданы Руководящие технические материалы (РТМ) расчета подшипников. РТМ стали базой для создания отраслевых стандартов «Подшипники на масляной смазке для вертикальных гидравлических турбин. Конструкция, размеры и технические требования» и «Метод расчета сегментных подшипников на масляной смазке для валов гидравлических турбин». Завершены работы по созданию алгоритма расчета динамических характеристик гидротурбозубчатих агрегатов большой мощности и повышению ресурса приводов угледробильних мельниц для ГРЭС.
      Согласно отраслевой целевой комплексной программы повышения качества гидропневмосмазывающего оборудования ВПО «Союзгидравлика» завершена робота по исследованию методов и разработке методики определения функциональных характеристик уплотнений для возвратно-поступательных соединений гидравлического оборудования и разработке типовой методики определения функциональных характеристик уплотнений. Это позволило организовать входной контроль качества уплотнений и повысить долговечность гидроцилиндров на 30%. Выполненные работы стали базой для создания ОСТа на методику испытания уплотнений, а затем – отраслевого стандарта.
Решена важная научно-прикладная проблема машиноведения по разработке системной методологии повышения технического уровня роликовых подшипников в составе букс широкого класса скоростных и тяжело нагруженных машин рельсового транспорта (РПБРТ) на этапах их проектирования и модернизации. Решение проблемы включает системное моделирование показателей качества конструкций РПБРТ при проектировании и модернизации, разработку и совершенствование моделей взаимодействия основных элементов подшипников, развитие и уточнение аналитических методов расчетов усталостной прочности сепаратора и показателей надежности РПБРТ, разработку оригинальных методик и стендов для испытаний, а также исследовательскую реализацию и практическое внедрение разработанной методологии в виде конструкций и технологии изготовления полимерных сепараторов для РПБРТ с улучшеными на 25% эксплуатационными характеристиками. Подтвержден годовой (за 01.06.2014 – 01.06.2015 гг.) экономический эффект от внедрения в проектирование и производство на АО «ХАРП» модернизированных конструкций подшипников 30-42726Е2М и 30-232726Е2М, предназначенных для применения в составе букс грузовых и пассажирских вагонов, составляет 7,6 млн. грн/год.
      Научно-исследовательская работа на кафедре велась по нескольким направлениям. Работы по разработке и исследованию элементов и систем промышленной гидропневмоавтоматики и гидропривода велись с Белгородским заводом «Энергомаш» по х/теме «Автоматизация средствами гидропневмоавтоматики комплексного процесса приготовления формовочных смесей для оливки корпусов арматуры трубопроводов блока 800 мВт», с ОКБ «Теплоавтомат» (г. Харьков) по х/теме «Исследование чувствительных элементов и дросселей гидравлических приборов и устройств» и «Исследование дроссельных элементов гидропневмоавтоматики», с станкостроительным заводом им. Косиора по х/теме «Разработка и исследование установки для очистки смазочно-охлаждающих жидкостей в шлифовальных станках». Работы по созданию новых методов машинного проектирования механизиов и машин велись с УкрНИИПротезирования (г. Харьков) по х/теме «Разработка и исследование механизмов протезов нижних конечностей с внешними источниками энергии и механизмов антропоморфных роботов», с СКТБ Машприборпластик (г. Харьков) по х/темам «Разработка унифицированных систем управления для робототехнических комплексов» и «Исследование и оптимизация гидравлических и пневматических тормозов автоматических манипуляторов», с ВНИИГидроприводом «Разработка комплекта программ динамического синтеза пневмоприводов промышленных автоманипуляторов». По общей теории построения оптимальных процессов машиностроения заключены х/д с Харьковским станкостроительным производственным объединением на тему «Исследование флотационных и термодинамических процессов при очистке СОЖ в шлифовальных станках».
      Научные разработки кафедры внедрены в объектах станкоинструментального и энергетического оборудования заводов г. Харькова (“Завод им. Малышева” и ОАО “Харверст”, ОАО “Турбогаз” и СП ЗАО “ХЭМЗ-IРЕС»). Результатом научной работы кафедры являются авторские свидетельства и патенты Украины, разработка новых математических моделей, алгоритмов и программ, которые позволяют совершенствовать системы гидропневмоприводов, повышать их экономичность и надежность.

Leave a Comment