История кафедры

Кафедра «Электрические машины» открыта в 1921 году одновременно с первым в Украине электротехническим факультетом (предшественник ЭМС — электромашиностроительного) в Харьковском технологическом институте (ХТИ). Основатель факультета и кафедры «Электрические машины» — выдающийся специалист в области электротехники профессор Павел Петрович Копняев. Он был назначен деканом этого факультета и одновременно первым заведующим кафедры «Электрические машины». На этих должностях он работал до 1930 года и стал основателем электрокорпуса, где успел сформировать помещение кафедры «Электрические машины», являющееся ее обителью и поныне.

Электрокорпус в начале 30-годов – во времена П.П.Копняева

Электрокорпус в начале 30-годов – во времена П.П.Копняева

Лабораторный зал кафедры электрических машин во времена ее зарождения (перед установкой электрических машин на фундаменты)

Лабораторный зал кафедры электрических машин во времена ее зарождения (перед установкой электрических машин на фундаменты)

Фасад электрокорпуса во времена ХПИ

Фасад электрокорпуса
во времена ХПИ

Фасад электрокорпуса во времена НТУ ХПИ

Фасад электрокорпуса
во времена НТУ ХПИ

В декабре 1929 года Харьковский технологический институт, ведший свою историю с 1885 года, был переименован в политехнический, а весной 1930 года реорганизован. Из него выделились пять самостоятельных вузов, в том числе на базе электротехнического факультета возник электротехнический институт (ХЭТИ). В 1950 году принято решение об объединении ХММИ (механико-машиностроительный институт), ХХТИ (химико-технологический институт) и ХЭТИ в один политехнический институт (ХПИ), который стал одним из крупных вузов СССР. В апреле 1994 года Кабинет министров Украины присвоил ХПИ статус Государственного политехнического университета (ХГПУ). Свое теперешнее название Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» обрел в 2000 году.

На кафедре электрических машин дело профессора П.П. Копняева продолжили, будучи ее заведующими:

  • д-р техн. наук, профессор Григорий Исаевич Штурман (1930-1933 гг. и 1945-1950 гг.);
  • заслуженный деятель науки Украины, профессор Александр Александрович Скоморохов (1933-1941 гг.);
  • д-р техн. наук, профессор Иван Сергеевич Рогачев (1950-1970 гг.);
  • д-р техн. наук, профессор Василий Александрович Яковенко (1970-1989 гг.);
  • канд. техн. наук, профессор Николай Александрович Осташевский (1989-2004 гг.);
  • д-р техн. наук, профессор Владимир Иванович Милых (с 2004 г.), награжденный знаком «Відмінник освіти України»

Авторитет кафедры электрических машин, как в учебной, так и в научной работе, на протяжении всей уже более 90-летней ее истории был и остается достаточно высоким. Работая на кафедре, или впоследствии, ее сотрудники написали ряд монографий, учебников и учебных пособий, в том числе:

  • заслуженный профессор П.П. Копняев — «Курс электротехники» (1900 г.), «Динамомашины постоянного тока» (1904 г.), «Динамомашины переменного тока» (1925 г.), «Электрические машины постоянного тока» (1926 г.), «Электрические машины переменного тока» (1927 г.);
  • заслуженный деятель науки и техники УССР, профессор А.А. Скоморохов — «Курс электромашин постоянного тока» (1926 г.), «Асинхронные двигатели» (1928 г.), «Основы общей электротехники» (1929 г.), «Трансформаторы» (1930 г.), «Электрические преобразователи тока» (1931 г.),«Трансформаторы. Теория и расчет» (1932 г.);
  • профессор, д-р техн. наук А.И. Бертинов — «Авиационные электрические генераторы»
    (1959 г.), «Электрические машины авиационной автоматики» (1961 г.), «Сверхпроводниковые авиационные синхронные генераторы» (1973 г.);
  • профессор, д-р техн. наук И.С. Рогачев — «Генераторы периодических импульсов сильного тока» (1959 г.), «Электроимпульсовая обработка металлов» (1967 и 1970 гг.);
  • инженер Курочкин М.Н. — «Проектирование электрических машин постоянного тока» (1961 г.);
  • профессор, д-р техн. наук В.А. Яковенко — «Взрывозащищенные асинхронные двигатели» (1977 г.), «Оптимальное проектирование асинхронных взрывозащищенных двигателей» (1980 г.);
  • профессор, д-р техн. наук В.П.Толкунов — «Теория и практика коммутации машин постоянного тока» (1979 г.);
  • профессор, д-р техн. наук В.Я.Элкснис, канд. техн. наук В.В.Егоров, канд. техн. наук Б.Г.Хануков — «Высокоиспользованные тяговые двигатели постоянного тока» (1985 г.);
  • профессор, д-р техн. наук Ю.Д. Новиков, доцент, канд. техн. наук Н.Я.Петренко — «Специальные электрические машины» (1993 г.);
  • профессор, канд. техн. наук Н.А. Осташевский — «Теория и расчет универсальных коллекторных двигателей» (1995 г.);«Електричні машини і трансформатори» (соавтор —   доцент, канд. техн. наук Е.Ю. Юрьева)(2017 р.);
  • профессор, канд. техн. наук В.Н. Иваненко — «Электрические машины как элементы электромеханотронных преобразователей» (1995 г.);
  • профессор, д-р техн. наук В.И. Милых — «Електротехніка» (1990 г.); «Электрические цепи» (2002 и 2003 гг.); «Магнитные цепи и электротехнические устройства» (2003 г.); «Електротехніка та електромеханіка» (2005 г.); «Електротехніка, електроніка та мікропроцесорна техніка» (соавтор — доцент кафедры электротехники ДонНТУ, канд.техн. наук А.А. Шавелкин) (второе издание — 2008 г.,третие издание — 2012 г.); «Проектування трифазних асинхронних двигунів з короткозамкненою обмоткою ротора» (2009 г.); «Электроснабжение промышленных предприятий: Учебное пособие» (соавтор —   профессор, д-р техн. наук Т.П. Павленко)(2014 г.); «Електропостачання промислових підприємств» : Підручник, (соавтор —   профессор, д-р техн. наук Т.П. Павленко)(2016 г.); монография «Численно-полевые расчеты и анализ электромагнитных и силовых параметров и процессов в турбогенераторах» (2017 г.); «Теория и практика электромагнитных полей и процессов в электротехнике: учебное пособие» (2018 р.);
  • профессор, канд. техн. наук В.Д. Юхимчук — «Технология ремонта машин постоянного тока» (2000 г.), «Технология производства электрических машин» в 2-х книгах (2006 г.); «Умовні графічні позначення елементів на електротехнічних схемах» (2009 г.); «Технологія виробництва електричних машин: підручник»(2014);
  • доцент, канд. техн. наук А.С. Рабешко — «Бесконтактные двигатели постоянного тока» (2004 г.); «Взаємозамінність і розрахунок розмірних ланцюгів в електричних машинах» (2006 г.);
  • доцент, канд. техн. наук Л.П. Галайко — «Использование ЭВМ в электротехнических расчетах» (2008 г.);
  • доцент, канд. техн. наук В.В. Шевченко — монография «Оптимизация массогабаритных параметров неактивных частей турбогенераторов» (соавторы — А.Н. Минко, Кузьмин В.В.)(2012 г.); монография «Развитие систем охлаждения и оптимизация конструкций турбогенераторов»(соавтор — А.Н. Минко) (2013 г.); монография «Перспективы создания конкурентоспособных турбогенераторов ТЭС и АЭС»(2016 г.);
  • доцент, канд. техн. наук Е.Ю. Юрьева , асистент Л.В. Шилкова , асистент Д.В. Потоцкий — «Проектування синхронних явнополюсних машин» (2013 г.);
  • доцент, канд. техн. наук И.С. Щукин — монография «Линейные индукционно-динамические преобразователи» (соавтор — профессор, д-р техн. наук Болюх В.Ф.) (2014 г.);

Начиная с 1945 года, наша кафедра была базовой кафедрой по электрическим машинам юга СССР (Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан). Успешно работали ученые советы и продолжает сейчас работать Специализированный учений совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Электрические машины и аппараты». Учебная работа кафедры всегда отличалась высоким уровнем подготовки специалистов. Две наши специализации, по которым кафедра готовила специалистов — «Расчет и конструирование электрических машин» и «Технология производства электрических машин» вполне удовлетворяли запросы электромашиностроительных предприятий как г. Харькова, так и других городов Украины, СССР и зарубежья. За время существования кафедра подготовила более 2500 инженеров, которые работали и работают во всех регионах Украины и СНГ, а также более 100 выпускников из Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Заметим, что число студентов-иностранцев в двух параллельных группах кафедры иногда достигало десяти человек. На кафедру приходят благодарственные письма от бывших наших студентов-иностранцев.Кафедра гордится своими выпускниками, которые, смело преодолевая ступени служебной лестницы, достигли высот уровня руководителей предприятий и министерства, защитили докторские диссертации, стали профессорами.

Одним из заведующих кафедрой «Электрические машины», который внес определяющий вклад в ее развитие, был Иван Сергеевич Рогачев (1909–1970) — доктор технических наук, профессор

Иван Сергеевич Рогачев

Иван Сергеевич Рогачев

Семилетка, профшкола, работа слесаря и помощника машиниста на железной дороге и поступление в 1927 году в Харьковский технологический институт на специальность «Электрические машины». В июне 1931 года он заканчивает Харьковский электротехнический институт (ХЭТИ), который в то время выделился из состава технологического института.

Будучи еще студентом, И. С. Рогачев был направлен на завод ХЭМЗ, где работал инженером, а затем старшим инженером по расчету электрических машин.

В апреле 1934 года Иван Сергеевич поступает в аспирантуру на кафедру «Электрические машины» ХЭТИ и в июле 1939 года успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость синхронных двигателей» и становится доцентом.

В 1941 году, после начала войны, был откомандирован на ХЭМЗ, эвакуированный в Прокопьевск и в Кемерово, где проработал до 1946 года в должности заместителя начальника цеха взрывобезопасных машин. Потом, согласно приказу наркома, был возвращен в ХЭТИ, где работал доцентом кафедры «Электрические машины», а с февраля 1950 года стал заведующим этой кафедры ХПИ им. В. И. Ленина.

После успешной защиты докторской диссертации в 1963 году ему присваивают ученую степень доктора технических наук и ученое звание профессор.

Наряду с активной деятельностью по организации учебного процесса, реорганизации лаборатории электрических машин имени П. П. Копняева, И. С. Рогачев становится основателем и руководителем научной школы по разработке и созданию электромашинных генераторов для электроимпульсной обработки металлов. По результатам научной деятельности им опубликовано 4 монографии, более 80  статей, получено 3 патента и более 40 авторских свидетельств.

Разработанные на кафедре электрических машин под руководством И. С. Рогачева генераторы экспонировались на многочисленных зарубежных и отечественных выставках и были награждены «Гран-При» на Всемирной выставке в Брюсселе и Золотой медалью ВДНХ.

Высокие личные качества, авторитет ученого и педагога позволили Ивану Сергеевичу Рогачеву создать гармоничный коллектив единомышленников кафедры «Электрические машины».

Среди учеников И. С. Рогачева — видные руководители электротехнической промышленности: В.С.Борушко (зам. министра электротехнической промышленности СССР), директоры предприятий Н.П.Белоус, А.Ф.Вареник, В.П.Ткаченко, Ф.Ф.Лапцевич, заместители директоров и главные конструкторы В.В.Кузьмин, Ю.Г.Борзяк, О.Р.Мандрыка, П.П.Ковалев, А.К.Черкасов, А.П.Грубой, заведующие кафедрой «Электрические машины», доктора технических наук, профессоры В.А.Яковенко, В.И.Милых, а также известные преподаватели нашего университета — профессоры Ю.Д.Новиков, В.Н.Иваненко, В.Д.Юхимчук, В.М.Боев, доценты А.Н.Ткаченко, Л.Д.Перчик, В.А.Макаренко, М.И.Барановский, С.И.Окунев, А.С.Рабешко, Л.П.Галайко, Н.Я.Петренко и др.

За преподавательскую, научную и производственную деятельность И. С. Рогачев был награжден орденом «Знак почета» и медалями.

Торжественное заседание кафедры, приглашенных близких и учеников Рогачева И.С. в честь 100-летия со дня его рождения

Торжественное заседание кафедры, приглашенных близких и учеников Рогачева И.С. в честь 100-летия со дня его рождения

Основные этапы работы кафедры электрических машин

Широко поле научной деятельности кафедры. Так в тридцатые годы на кафедре велись разработки новых асинхронных и магнитофугальных двигателей, проводились исследования синхронных реактивных преобразователей частоты и электромашинных усилителей.

С 1952 по 1970 годы на кафедре под руководством профессора И.С. Рогачева велись разработка и исследования электромашинных генераторов униполярных импульсов. Их промышленные образцы были отмечены Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году. С 1950 года на кафедре велись работы по исследованию коммутационных параметров машин постоянного тока, с 1965 года — над усовершенствованием электропередачи магистральных тепловозов и рудничных электровозов. Весомый вклад коллектива кафедры в разработку и исследование новых серий электрических машин постоянного тока 2П, 4П, 5П, а также рудничных тяговых электродвигателей и тяговых двигателей магистральных тепловозов.

В 70-е и 80-е годы 20-го столетия на кафедре в рамках ряда государственный научно-технических программ проводился целый комплекс работ и исследований, направленных на использование низкотемпературного охлаждения и сверхпроводимости в электрических машинах. Кафедра на протяжении десятилетий плодотворно сотрудничала с ведущими электромашиностроительными предприятиями Харькова — «Электротяжмаш», ХЭМЗ, ХЭЛЗ, «Электромашина» и др., выполняя их заказные научно-исследовательские работы на хоздоговорной основе.

В 1992 году на кафедре силами ее сотрудников было создано научно-производственное предприятие — ООО Фирма «ТЭТРА,Ltd». За время своего существования фирма в тесном сотрудничестве с кафедрой разработала и запустила в серийное производство целый ряд приборов диагностики и устройств защиты электрических машин, получила около 30 патентов Украины и России на изобретение и промышленные образцы. Продукция компании пользуется устойчивым спросом в Украине и ближнем зарубежье. Более 5000 предприятий Украины, России, Белоруссии и Казахстана эксплуатируют серийную продукцию фирмы.

К научным направлениям кафедры относилась и сохраняет приоритет работа над многоуровневыми математическими моделями электрических машин общего и специального назначения, асинхронными частотно-управляемыми двигателями шахтных аккумуляторных электровозов, автотракторными генераторами, генераторами для ветроэнергетических и дизель-генераторных установок автономного снабжения. Ведутся успешные исследования и создаются экспериментальные образцы высокомоментных низкооборотных двигателей для безредукторного электропривода (двигатели с катящимся ротором).

Выполняются расчетно-теоретические исследования специальных электрических машин с постоянными магнитами; вентильнореактивных двигателей. Создается теоретическая база научно-технического и учебно-методического обеспечения для развития системы проектирования электрических машин на основе численно-полевых методов. Новейшим и фактически пионерским в Украине является разработка и создание виртуальной лаборатории по исследованию электрических машин и трансформаторов. Проводятся и другие исследовательские разработки. На базе выполненных научно-исследовательских работ на кафедре подготовлено более 100 кандидатов (в том числе 11 иностранных граждан) и 11 докторов технических наук. Продолжая славные традиции, заложенные П.П. Копняевым, кафедра электрических машин остается одним из ведущих центров по развитию теории и практики электромашиностроения Украины.

Седьмой заведующий кафедрой у бюста первого заведующего, установленного в электрокорпусе

Седьмой заведующий кафедрой у бюста первого заведующего, установленного в электрокорпусе

Время идет — меняется и коллектив кафедры:

Comments are closed.