Про специальность

Кафедра “Электрические машины” входит в состав Учебно-научного института энергетики, электроники и электромеханики Национального технического университета “Харьковский политехнический институт” (НТУ “ХПИ”).

У нас проводиться подготовка студентов по специальности: 141 «Электроэнергетика, электротехника та электромеханика»  специализации «Электрические машины» на двух уровнях: бакалавр и магистр.

Подготовка бакалавра длится 4 года. Подготовка магистра  длится 1 год и 4 месяца по образовательно-профессиональной программе и 1 год и 9 месяцев по образовательно-научной программе.

Ежегодно кафедра электрических машин принимает на первый курс дневного (очного) обучения две группы студентов – ориентировочно 20 – 25 человек. Набирается также группа примерно из 10 студентов заочной формы обучения. Обучение проводится как на бюджетной (бесплатной), так и на контрактной (платной) основах.

Поступление после окончания колледжа или техникума, возможно, на 2 курс, или на 1 по ускоренной форме обучения (5 лет).

Выпускники кафедры получают глубокие профессиональные знания и практические навыки по электрическим машинам и аппаратам, трансформаторам, электронике и микросхемотехнике, электроприводу, электроизмерениям, вычислительной технике, современным информационным технологиям, системам автоматизированного проектирования, электроснабжения и др. Кафедра «Электрические машины» оснащена современной компьютерной техникой, поэтому студенты хорошо разбираются в программировании и работают на компьютерах.

Кафедра также является ведущей по специальности: 141 «Электроэнергетика, электротехника та электромеханика» специализации«Электрические машины» в Полтавском политехническом колледже, обеспечивая преподавание специальных дисциплин.

Подготовка кадров высшей квалификации (кандидатов технических наук, а в соответствии с упомянутым законом – это уже доктор философии) на кафедре осуществляется через аспирантуру по специальности 141 «Электроэнергетика, электротехника та электромеханика»

В НТУ “ХПИ” на базе кафедры «Электрические машины» и родственных кафедр действует Специализированный совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций по этой специальности.

Заведует кафедрой д-р техн. наук, профессор Милых Владимир Иванович. С ним работают еще 13 преподавателей: профессоров и доцентов, докторов и кандидатов технических наук, а также 8 инженерно-технических работников учебно-вспомогательного персонала. Кафедра обеспечивает преподавание больше 40 дисциплин на своем электромашиностроительном факультете, а также на других факультетах.

Кроме учебной работы кафедра проводит научно-исследовательские работы как за счет бюджетного, так и хозрасчетного финансирования, а также инициативные перспективные разработки.

Предметом и заботой специалистов, которые готовятся на кафедре «Электрические машины» в рамках одноименной специализации, являются электрические машины и трансформаторы.

Электрические машины (генераторы и двигатели) и трансформаторы имеют чрезвычайно широкое распространение. Практически вся электроэнергия производится на электростанциях синхронными электрическими машинами — мощными турбо- и гидрогенераторами. Первые устанавливаются на тепловых и атомных электростанциях, вторые — на гидроэлектростанциях. Электроэнергия передается по линиям электропередачи разнообразным потребителям и на этом пути 4-6 раз преобразуется трансформаторами. Маломощные генераторы стоят в автономных установках — это ветрогенераторы, автомобильные и тракторные генераторы и тому подобное.

Передача электроэнергии

Передача электроэнергиии

Пути передачи электроэнергии от электростанции (синхронные генераторы) через повышающий и понижающие трансформаторы (Тр-р) по линиям электропередачи (ЛЭП) к потребителям (электродвигатели, освещение, разные технологические процессы и т.д.)

Электрические двигатели разных типов являются основным электромеханическим приводом разнообразных устройств, механизмов, транспортных средств, бытовой и офисной техники, игрушек и тому подобное: металлообрабатывающих и других станков, подъемных кранов, лифтов, насосов, вентиляторов, кораблей, электровозов, троллейбусов и трамваев, холодильников, стиральных машин, компьютеров, принтеров, аудио- и видеотехники, ручного электроинструмента и тому подобное. Есть машины, несколько штук которых можно разместить в наперстке, а есть машины, диаметр которых превышает 20 метров.

О многообразии трансформаторов и электрических машин, а также о том, что за внешними строгостью и совершенством электрических машин прячется сложная внутренняя конструкция, свидетельствует следующая серия рисунков. Здесь представлен широкий диапазон машин и трансформаторов: от небольших машинок — микромашин, до машин предельной мощности – турбогенераторов и гидрогенераторов.

Представленный набор объектов – это предмет заботы инженеров по специальности «Электрические машины», и этот набор далеко не полный, т.е. в отрасли электромашиностроения и в отраслях, использующих электрические машины и трансформаторы, открыт широкий простор практической и научной деятельности.

Очевидно, что творцами электрических машин должны быть специалисты высокой квалификации, особенно, если напомнить, что это не просто конструкции, а конструкции с весьма скоростными элементами — от единиц до десяток тысяч оборотов в минуту.

Нет ни одной отрасли промышленности, где бы не применились электрические машины и трансформаторы самих разных размеров и мощности. Их используют также в сельском хозяйстве, в энергетике, в нефтегазовом комплексе, на транспорте, в строительстве, в авиации и космосе, в морском и речном флоте, в медицине, в бытовой технике. То есть не найти предприятия, лаборатории или другого заведения, даже квартиры, где бы их не было.

Вообще, электрические машины и трансформаторы настолько разнообразны, что не найдется человека, который бы знал их все. Есть электрические машины и трансформаторы, которые небольшое предприятие ежедневно выпускает тысячами, а есть такие уникальные образцы, которые проектируются и изготовляются годами. Первые могут стоить считанные гривни, вторые — миллионы евро или долларов. Все невозможно подсчитать, но смело можно говорить, что электрических машин и трансформаторов на Земном шаре больше, чем людей. Они широко выпускаются уже больше века и будут выпускаться всегда. Если представить, что все они вдруг исчезнут, то на Земле почти все, за исключением живых существ, паровозов и ветряных мельниц замрет, все погрузится в средневековую темноту и тишину. Для современного цивилизованного человека это равнозначно непреодолимой катастрофе. И чтобы этого не случилось, мы зовем Вас освоить специализацию «Электрические машины», а затем и работать по ней. Именно подготовкой специалистов по электрическим машинам и трансформаторам занимается кафедра электрических машин.

ФОТОАЛЬБОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И ТРАНСФОРМАТОРОВ

Comments are closed.