1941-1945: Фотоистория в семейном альбоме

«1941-1945: фотоистория в семейном альбоме»
Когда-то Лев Толстой говорил, что настоящая история только тогда будет написана, когда мы узнаем о том, что делал, о чем думал, что чувствовал каждый участник событий в каждую минуту бытия. Почему так? Потому что все люди — творцы истории.

Не случайно в сегодняшней исторической науке все более популярной становится микроистория, которая интересуется не историей страны, масштабными событиями, а судьбами обычных людей. Каждая жизненная биография уникальна и не подлежит унификации, однако большие исторические события сквозь призму жизни одного человека можно иногда понять, а главное — почувствовать лучше, чем с обобщений ученых. К тому же публичная история (свидетельства, которые оставляют рядовые граждане) в XXI веке рассматривается как непременный фактор развития гражданского общества, потому что это не история государств, а история людей (общины).

Приблизиться к настоящей истории, о которой мечтал Толстой, в какой-то степени позволяет проект Этнографического музея «Слобожанські скарби» им. Хоткевича НТУ «ХПИ» «Прошлое в семейном измерении», в рамках которого с сентября 2014 до апреля 2015 к 70-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками прошел городской краеведческий конкурс студенческих работ «1941-1945: фотоистория в семейном альбоме». По результатам конкурса, на который было подано около 60 фотографий с эссе — рассказами о героях фото, и устроена эта выставка, на которой представлены работы студентов НТУ «ХПИ», ХНАДУ, ХНУРЭ, ХНПУ им. Сковороды, а также других харьковчан, у которых возникло желание рассказать о своих родных, переживших лихолетье Второй мировой войны.

Большинство участников конкурса подали фотографии своих родственников, которые воевали, рассказали об их боевом пути, подвигах и наградах, однако немало оказалось рассказов о тех, кто оказался на работах в Германии или ребенком пережил оккупацию в родном городе или селе.

«Домашняя история» в представленных исследованиях возникает часто неожиданной — негероической (ну разве мы могли бы прочитать у кого из официальных историков о том, как советские солдаты воровали спирт, чтобы отпраздновать какое-то событие?), Казалось бы, слишком мелкой, бытовой, незначимой ( например, рассказ о том, как немецкий врач спас маленькую украинскую девочку, которая, играя, засунула зернышко кукурузы в ухо, от чего у нее начала болеть голова), а также иногда не совсем патриотической (не могут не поразить фотографии свадьбы молодоженов-украинцев, сделанные немцами в оккупированном Харькове, как и обстоятельства этого необычного брака, который спас двух харьковчан от принудительных работ в «Большой Германии»).

Однако эта «домашняя история», которая оперирует не цифрами с шестью нулями, не столбиками дат, не именами полководцев, во-первых, правдивая, а, во-вторых, — многомерная, то есть дает нам стереоскопическое видение прошлого, исследование которого харьковским студенчеством продолжается.

Фотоісторія