ХПИ – обитель муз

С 9 по 13 ноября в Политехе пройдет фестиваль «ХПИ художественный: Личности»

В преддверии этого события мы задали несколько вопросов руководителю фестиваля, директору Этнографического музея НТУ «ХПИ» Михаилу Красикову.

– Михаил Михайлович, это первый фестиваль в Политехническом?

– Нет. Еще в 1997 году, к 20-летию кафедры этики, эстетики и истории культуры мы с тогдашней ее заведующей Ольгой Павловной Тарасовой провели международный культурологический фестиваль «Art Way» (Путь Искусства), с участием «Театра Елены Камбуровой» из Москвы, актеров, поэтов, художников, бардов, культурологов, редакторов литературных журналов из Киева, Донецка, Харькова. Кроме творческой молодежи и известных деятелей искусства среднего поколения, участниками фестиваля были такие мэтры как поэт Леонид Вышеславский, художник Виталий Куликов, философ Владимир Шкода. В дни фестиваля был торжественно открыт и наш музей; прямым следствием фестивального «Вечера русской поэзии и песни» стало издание составленной мною «Антологии современной русской поэзии Украины». Художественные выставки, спектакли, дискуссии, литературно-музыкальные вечера, происходившие не только в ХПИ, но и на таких городских площадках как Муниципальная галерея, Театр кукол, Музыкально-театральная библиотека им. К.С. Станиславского, привлекли внимание и любителей искусства, и СМИ.

– А что послужило поводом для проведения нынешнего фестиваля?

– Повод весьма солидный: 130-летие Харьковского Политеха. Это был первый в Украине, входившей в состав Российской империи, и второй в России (после столичного) технологический институт. Что знаменательно,  уже студенты и преподаватели первых десятилетий существования «Техноложки»  отличались не только любовью к технике, но и к искусству. Достаточно вспомнить Гната Хоткевича, уже в студенческие годы увлекавшегося театральными постановками и игрой на бандуре, а впоследствии прославившегося как незаурядный режиссер и в Харькове, и на Западной Украине (в его театре играл молодой Лесь Курбас), а также как виртуоз-бандурист, композитор, писатель, художник, педагог, музыковед. В ХТИ преподавали Михаил Пестриков, известный живописец, чьи росписи украшают Дом ученых и Институт микробиологии и иммунологии им. И.Я. Мечникова, и его друг Алексей Бекетов, не только выдающийся архитектор, но и прекрасный художник. Незаурядным акварелистом был и архитектор Сергей Загоскин, также преподававший в Технологическом.

– А после 1917 года кто-то из харьковских политеховцев уходил из инженерии в искусство?

– Конечно, большинство прикасавшихся к искусству (в частности, театральному) в студенческие годы, с выходом во взрослую жизнь отдавались взрослым заботам, и даже на участие в любительских спектаклях мало у кого хватало времени. Однако находились выпускники, которые рано или поздно становились профессиональными писателями, актерами, режиссерами, художниками. Больше всего харьковский Политех дал известных писателей и деятелей театра и кино, особенно в послевоенный период, что связано с  мощным .развитием самодеятельности, которой вообще в СССР уделялось внимание. Еще в 1930-е наш институт окончил Александр Хазин –  один из авторов театра Аркадия Райкина, сатирик, юморист, обвиненный в 1946 г. в клевете на советскую действительность в компании с Зощенко и Ахматовой в докладе А.А. Жданова и постановлении ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград». А из поколения студентов 50-х – 60-х вышли такие «зубры» как писатель, кинодраматург Аркадий Инин, кинорежиссер Валерий Харченко, классик детской литературы и автор уникальных педагогических методик Вадим Левин, один из лучших поэтов-пародистов ХХ в. Виктор Рубанович, замечательный поэт-юморист Виталий Копусь, блистательный театральный режиссер, актер и продюсер Гарий Черняховский, признанный актер, сценарист и кинорежиссер Владимир Фокин…

– В 60-е – 80-е гремела киностудия «ХПИ-фильм».

– Ее вообще называли «Малым ВГИКом». Из  «недр» этой студии вышли, например, лауреат премии «Оскар», кинематографист, мастер спецэффектов в ряде классических голливудских фильмов Евгений Мамут и его жена, художник театра и кино Ирина Борисова, ныне проживающие в США (отпечатки их ладоней – на Аллее кинематографической славы в Саду им. Шевченко). В 1973 году на киностудии ХПИ они создали первый в СССР стереомультфильм, а затем совершили прорыв в электронной мультипликации, получив мировое признание.

– Театральное прошлое ХПИ тоже незаурядно…

– Да, во Дворце студентов ХПИ работало (и работает сейчас) несколько театральных коллективов. В разные годы некоторыми из них руководили прекрасные режиссеры – в частности, заслуженная артистка Украины Валентина Сухарева и Владимир Розен, легендарная Зара Довжанская, создательница театра чтеца, Гарри Керцер, чьи новаторские спектакли покоряли искушенных  зрителей Москвы и Ленинграда, нравились Аркадию Райкину. С участниками студенческого театра пантомимы «Силуэт» проводил мастер-класс не кто-нибудь, а Марсель Марсо… Студией музыкальной светоживописи в ДС руководил основатель этого жанра, знаменитый Юрий Правдюк, изобретатель светодинамического прибора, представленного сегодня в Музее современного искусства  (Нью-Джерси, США). А воспитанники студии  создали в Харькове Театр светоживописи и даже проводили фестивали подобных театров.

– Какова основная задумка и цель фестиваля?

– Цель недели Искусства в ХПИ – напомнить в первую очередь студентам и сотрудникам о великих художественных традициях вуза и вызвать у «технарей» желание полноценно реализовывать себя не только в избранной профессии, но и в мире Прекрасного, в служении музам. Каждый день, как правило, посвящен одному виду искусств, и, кроме рассказа о развитии данного жанра в ХПИ, зрителей ждет встреча с творчеством «хапэёвца», имеющего некие достижения в этой сфере.

– И кто же эти личности?

– Откроет фестиваль встреча с Виталием Бондаревым, заслуженным артистом Украины, выпускником ХПИ, в студенческие годы бывшем «звездой» театра «Политехник», а после ухода В.Сухаревой и В.Розена руководившем этим театром. Ныне Виталий стал  одной из ключевых фигур театрального Харькова, он известен и своими работами в ТЮЗе, и спектаклями-событиями созданного им с Г.Панибратец театра «Ланжерон», и организованным им уже в четвертый раз фестивалем «Театроник». В этот же день пройдет встреча с фотохудожником Анатолием Головиным, мастером широкоформатных фотографий и пианистом-импровизатором.  (Кстати, не забудем, что в ХПИ много лет работал Александр Супрун – живой классик фотоискусства.) Во второй день открывается выставка живописи и графики выпускницы факультета автоматики и приборостроения Светланы Землянкиной, ныне студентки Харьковского художественного училища, иллюстратором 30 книжных изданий, в т.ч. уникального комплекта открыток с фотографиями и стихами Ренаты Мухи. Третий день будет посвящен ХПИ кинематографическому, и он будет ознаменован вечером памяти Аркадия Фаустова, руководителя киностудии «ХПИ-фильм», где будут показаны фрагменты из фильмов Мастера (в т.ч. из фильма, посвященного фестивалю «Art Way») и прозвучат воспоминания об Аркадии Михайловиче его коллег и друзей. «Музыкальный ХПИ» представит Сергей Перепелица, сотрудник Музея истории вуза, «человек-оркестр», великолепно играющий на многих инструментах. Ну, а «ХПИ литературный» буду представлять я – и как историк литературы (а с Политехом, кроме названых выше, связаны биографии таких незаурядных поэтов как Сергей Шелковый, Нина Супруненко, Ирина Евса, Ганна Яновская, Николай Манжос, Анна Минакова…) и как автор пяти поэтических сборников.

 А вход на мероприятия свободный?

– Разумеется.

– Спасибо за беседу.

Александр Анничев

Сокращенный и несколько измененный вариант этого интервью под  названием «Харьковский политех – обитель муз» опубликован в газете «Время» (№121 за 7.11.15).