Музейно-этнографическая практика студентов-«технарей»

Музейно-этнографическая практика студентов-«технарей»: культурологическая составляющая (По опыту работы этнографического музея «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича)

Любая учебная методика или воспитательная стратегия срабатывает лишь тогда, когда она уникальная, неповторимая — то, что называется «ноу-хау». Истинный последователь некоторого педагогического метода — не старательный копиист, а человек, который прокладывает свой путь. Ведь и наш опыт работы — не для «подражания», а для творческого осмысления.

В начале ХХІ в. студенты, которые проявили заинтересованность дисциплиной «История украинской культуры», и в частности традиционной народной культурой, и хотели бы не ради оценки, а исключительно для себя узнать больше о сущности традиционного мировоззрения и о разных формах его выражения, имеют возможность принять участие в летних байдарочных экспедициях2, осенних занятиях Школы традиционного народного искусства им. Василия Могура в с. Космач Косовского р-на Ивано-франковской области3 (эти акции проводит Всеукраинская ассоциация молодых исследователей фольклора, которой руководит Илья Фетисов4, и активисты музея, которые, как и его директор, являются ее членами) и зимних рождественских музейно-этнографических практиках- экспедициях, которые музей организовывает своими силами (последние два года — при действенной поддержке ректора проф. Л.Л. Товажнянского и проректора проф. О.Г. Романовского). За эти годы сложился дружеский коллектив единомышленников («ядром» его являются выпускники и старшекурсники — участники многих поездок), которые в 2008 г. открыли свой сайт5, где размещается информация об экспедиционной деятельности, обсуждаются планы на будущее, размещаются этнографические материалы и т.п. Кроме политеховцев, участниками этих путешествий были студенты и других учебных заведений — исторического и филологического факультетов Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Харьковской государственной академии городского хозяйства, Харьковского государственного медицинского университета, Национального аэрокосмического университета им. М.Е. Жуковского «ХАИ», Харьковского национального университета радиоэлектроники, Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Харьковского государственного университета искусств им. И.П. Котляревського, а также студенческая молодежь из Москвы и Сум и даже двое иностранцев — студенты из Перу и Ливана.

Зимние экспедиции длятся от 8 до 15 дней и проходят преимущественно на Западной Украине. В 2005 году маршрут пролегал по селам Болеховского р-на Ивано-Франковской области (Бойковщина), в 2006 г. — по селам Косовского и соседних районов Ивано-Франковской обл. (с базированием в огромном селе Космач, Гуцульщина)6, в 2007 г. студенты исследовали быт крымских татар, которые живут в поселке Исмаил-Бей под Евпаторией7, в 2008 г. было тщательное знакомство со Львовщиной (с базированием в г. Самборе Львовской обл.)8, в 2009 г. харьковчане попали на овеянное мечтой Закарпатье.

vyh_robotaЦель этих экспедиций (музейно-этнографических практик) — погружение в мир традиционной народной культуры, познание родного края, ощущение Украины во всех ее измерениях — пространственных и временных, во всем ее разнообразии, этническом и конфессионном, преодоление этностереотипов и бытовых предубеждений (некоторые родители опасались отпускать детей к татарам или к «бандеровцам»: «А они вас не побьют?»).

Почему мы отправляемся так далеко? Не только потому, что там интересно и есть много уникальных памятников архитектуры, истории и искусства. Сверхзадача музейно-этнографической практики — каждому ее участнику выяснить собственную идентичность: и как слобожанина, и как гражданина Украины. Ведь понять себя можно только вглядываясь в другого. Однако важно то, что в этом процессе оказывается, что и западный украинец, и крымский татарин — это не Чужой, а свой Другой, и не только наши отличия, но и наши сходные черты имеют большое значение для адекватного восприятия себя-среди-других.

Чрезвычайно хорошо, когда у этнографа есть возможность вести «включенное наблюдение», то есть он живет в обычной крестьянской семье и является свидетелем будничного и праздничного жизни этнофоров. Такая возможность была у наших студентов в Крыму и в селе Космач. Однако даже при кратковременном посещении поселков много интересного бросается в глаза. Например, во время последней поездки по Закарпатью в одном селе нас поразила такая картина: на 20-градусном морозе пожилая женщина полоскала белье в горном ручейке, который стремительно несся буквально в двух метрах от ее дома. Наша экскурсовод Анна Михайловна Свитлинец (1973 г. р.), живущая в с. Приборжавском Иршавского р-на сказала нам, что и она когда-то так полоскала белье, и даже когда купили стиральную машину, свекровь все равно ходила полоскать к ручейку: «Что это за белье, если его не прополоскать в проточной воде?!» И «воевала» с невесткой, чтобы и та так делала.

Жизнь в единстве с природой — неотъемлемая черта народной культуры -привлекает и современных молодых горожан, из которых далеко не все имеют близких родственников на селе или хотя бы дачу. «Компьютерные дети», конечно, в восторге от горных видов, однако, вернувшись к своему городу, они (по крайней мере кое-кто из них) начинают замечать красоту обычных деревьев на обычных харьковских улицах, а на выходных все чаще отправляются в турпоходы (не «вылазки»!) лесными тропами Слобожанщины.

Знакомство с традиционной народной культурой — с ее носителями, артефактами, с самыми основами ее бытия — прививает вкус к истинному9, что очень важно в эпоху доминирования «попсы» и китча во всем — от песен до архитектуры. Поэтому в каждой экспедиции мы обращаем особое внимание на старые здания (и обычные дома, и культовые сооружения) и обязательно посещаем не только этнографические и краеведческие музеи, а и скансены — музеи под открытым небом. Дважды (в 2007 и 2008 гг.) побывали наши студенты в знаменитом с. Пирогово — Музее народной архитектуры и быта под Киевом, в 2008 г. посетили славный Шевченковский Гай на окраине Львова, в 2009 г. — Закарпатский музей народной архитектуры и быта в Ужгороде и Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» в Переяславе-Хмельницком. В этих музеях 99% — абсолютная автентика, реконструкций — маловато. И как же контрастируют со всевластием надоедливого холодного пластика теплые естественные материалы, которыми довольствовались наши предки — дерево и солома!

vyh_robota_1Время, которое избирается для зимних экспедиций, — новогодне-рождественские каникулы — дает возможность убедиться в стойкости народных традиций (как и отметить определенные новации), увидеть истинный народный театр — ряженых («Вертеп», как говорят на Львовщине и Ивано-Франковщине, или «Бітлегем», как это называется на Закарпатье), услышать нестандартные колядки (особенно интересные «віншівки»), «коломыйки», «співаночки» и… самим поколядовать, пропеть свои слобожанские колядки новым друзьям, знакомым и совсем незнакомым людям, к домам которых можно просто подойти на Сочельник и, по местному «русинскому» обычаю, громко спросить: «Господин ґаздо, дозвольте завеселить?!»

Можно ли назвать то, что мы делаем, этнографическим туризмом? В определенной степени – да: молодежь действительно хорошо отдыхает после напряженного семестра перед не менее напряженной сессией. Однако рекреационная составляющая — далеко не главная в нашей деятельности. В экспедицию ездят не развлекаться, а познавать мир, а это — и наслаждение, и духовная работа.

По возвращении из экспедиционных практик их участники занимаются обработкой значительного массива фото-, видео- и аудиоматериалов. Из сотен кадров выбирается несколько десятков для презентации, делаются два варианта — сокращенный и полный — видеоотчет, частично расшифровываются аудиозаписи, новые экспонаты описываются и пополняют экспозицию музея «Слобожанські скарби». Студенты выступают с докладами на пленарных и секционных заседаниях ежегодной Международной научно-теоретической конференции студентов и аспирантов «Украина и мир: прошлое, современное и будущее»10, а также на других, в том числе международных, научных студенческо-аспирантских конференциях. Например, Елена Разумеева, которая в этом году заканчивает НТУ «ХПИ» (АП ф-т) впервые приняла участие вместе с нами в этнографической практике студентов-историков, которые специализируются по этнографии в Киевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко (маршрут пролегал по Бойковщине и Галиции) летом 2004 г. едва лишь после окончания 1- го курса, о чем очень интересно и остроумно рассказала в газетной статье11. На протяжении всех лет обучения она была участницей многих экспедиций, о чем в прошлом году сделала доклад на Первой научно-практической конференции молодых ученых «Харьковщина и ее культурное наследие»12. Кое-кто из «ветеранов» наше экспедиционного движения после окончания НТУ «ХПИ» даже изменил профессию (Александр Савчук, например, оставил аспирантуру нашего университета и стал аспирантом кафедры теории культуры и философии науки ХНУ им. В.Н. Каразина по специальности «украиноведение», пишет диссертацию о мировоззренческих принципах традиционного украинского кобзарства; Светлана Землянкина, выпускница АП факультета, стала художницей, с ее рисунками уже вышла серия детских книжек в издательстве «Утро»; выпускник экономфака Дмитрий Новиков редактирует молодежный журнал…).

Когда автор этих строк вел при методическом отделе НТУ «ХПИ» семинар в системе повышения квалификации преподавателей «Миры культуры», его рассказы и рассказы студентов (участников экспедиций), которые сопровождались фото- и видеоотчетами, обязательно входили в программы семинара и всегда собирали полную аудиторию. Репортажи с этих семинаров неоднократно звучали в эфире областного радио. Продолжая эту традицию, 22 января 2009 г., в знаменательный день Соборности Украины, народоведческая передача «Аз» известной журналистки и поэта Ирины Мироненко целиком была посвященная музейно-этнографической практике политеховцев на Закарпатье, и студенты имели возможность поделиться свежими впечатлениями о своих романтических странствиях не только с харьковчанами, но и с жителями всей страны, поскольку фрагменты передачи в этот день дважды транслировались на всю Украину по первой программе в репортаже Светланы Кублицкой.

Музей «Слобожанські скарби» существует на общественных началах и не имеет меценатов-благодетелей. Однако не все решают деньги. Недаром в старину говорили: «Община — большой человек!» Вместе мы можем не так и мало. К тому же, многого стоят человеческие отношения, договоренности, «братство этнографов», собственно, традиции гостеприимности (они, вопреки всему, живы в народе!), а также понимание теми, к кому мы обращались за помощью, значимости дела, которое мы делаем. Поэтому всегда нам встречались добрые люди, которые удивляли нас альтруизмом и мерой своей доброжелательности, помогая решать чрезвычайно сложные организационные вопросы проведения экспедиций в местности, где мы не были никогда. Среди тех, кто сделал вообще возможным и весьма содержательным путешествие 2008 г. — директор историко-этнографического музея «Бойковщина» (г. Самбор Львовской обл.) г. Роксоляна Данчин разом со своими сотрудниками, руководство Самборской райгосадминистрации, а также известный искусствовед, наилучший знаток и главный хранитель львовской архитектуры и художественного наследия г. Андрей Дорош.

Содействовали проведению музейно-этнографической практики харьковчан руководство Ужгородского национального университета (лично ректор Николай Николаевич Вегеш, директор Студгородка Сергей Григорьевич Соловьев, глава студенческого профкома Владимир Мартинив, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних возрастов Игорь Михайлович Лихтей) и особенно — коллеги- этнографы: доктор исторических наук, профессор Михаил Петрович Тыводар, патриарх этнографической науки края, который помог нам правильно разработать маршрут и благодаря связям со своими бывшими учениками обеспечил информационную и организационную поддержку на всем его пути; кандидат исторических наук Павел Леньо, «душа» нашей экспедиции, веселый, компанейский человек и фактический соорганизатор всей нашей деятельности; аспирант Василий Король, специалист по народной демонологии, рассказы которого о «мольфарах» и ведьмах оказали большое впечатление на всех. Общение с такими людьми не только обогащает интеллектуально, но и убеждает в справедливости народной истины: «мир не без добрых людей». Такие уроки добра не забываются.

«Патриотизм» сегодня — опозоренное слово (впрочем, его не любил еще Лев Толстой). И в Украине, и в России оно ассоциируется теперь преимущественно с национализмом, шовинизмом, ксенофобией. В вагонах харьковского метро как будничную рекламу (правда, «самогорючую») можно увидеть открытку с тризубом и подписью «Патриот Украины», содержание которой выражено в слогане: «Белый человек — великая Украина». В этом смысле мы не «патриоты». Мы любим Родину и свой народ без антипатии к другим странам и народам. И полиэтническое Закарпатье, кстати, нам было интересно еще и тем, как здесь люди разных национальностей (украинцы, россияне, венгры, поляки, румыны, цыгане, евреи …) научились жить вместе и согласовывать свои интересы. Пограничное Закарпатье и пограничная Слобожанщина во многом подобные и находить эти параллели было нам весьма поучительно, как и делать наблюдения относительно этикета: когда мы недослышиваем, то спрашиваем: » Шо-Шо?» (в лучшем случае: » Что-Что?»), а там говорят: «Об?шу?»

vuh_robota_2«Я — ниоткуда», — любил повторять Энди Ворхол, американский художник и кинематографист, основатель поп-арта, культовая фигура искусства ХХ в. Однако при рождении его звали Андрей Варгола, и вырос он в русинском селе Микова на Пряшивщине (ныне Словакия). Люди, которые побывали в наших этнографических странствованиях, о себе не скажут: «я — ниоткуда». Однако нахождение и познание своих корней — процесс продолжительный, сложный. Он нуждается во времени, настойчивости и незаурядных духовно-интеллектуальных усилиях.

Примечания

1. Об истории музея и его экспедиционной деятельности, а также о культурологических принципах фольклорно-этнографической практики студентов подробнее см.: Красиков М.М. Культурний сенс навчального етнографічного музею // Інформаційна та культурологічна освіта на зламі тисячоліть: Матеріали міжнар. конф. до 70-річчя ХДАК. – Харків, 1999. – С. 99-102; Красиков М.М. Фольклорно-етнографічна практика студентів технічного університету: навчальний та виховний аспекти (З досвіду роботи етнографічного музею «Слобожанські скарби» ім. Г. Хоткевича кафедри етики, естетики та історії культури НТУ «ХПІ») // Харкову – 350 років: історичні аспекти та погляд на сучасні проблеми: Матеріали наук.-практ. конф. 20 квіт. 2004 р. – Харків, 2004. – Ч. 1. – С. 170-177.

2. О байдарочных этнографических экспедициях, в которых принимали участие студенты ХПИ, см. : Буковцева И. Мои ожидания оправдались // Політехнік. – 2003.– 12 лют. (№3-4). – С. 6; Новиков Д. Самое яркое событие лета // Там само; Муратов И. Как я ездил в фольклорную экспедицию // Політехнік. – 2004. – 28 лют. (№3-4). – С. 6; Землянкина С. Кусочек вечности //Там само; Красиков М. На байдарці – за піснями // Там само; Тюрикова О. Літо – пора фольклорних експедицій // Alma mater. Факти та події: Інформ. щотижн. газ. ДонНУ. – Донецьк. – 2005. – №26-28; Те саме // Бегегиня. – 2006. – №2. – С. 42-46; Ціон В. Знайти себе у пісні // Центр Європи. – Київ. – 2006. – жовт. (№1). – С. 76-79; Ціон В. Найти себя в песне // Центр Европы. – Киев. – окт. (№1). – С. 76-79; За песнями по Донцу; Рассказывает Маша Сизинцева // Політехнік. – 2006. – 5 груд. (№28-29); Сізінцева М., Салін Д. Подорож у минуле (фольклорно-етнографічна експедиція по Сіверському Дінцю) // Україна й світ: минуле, сучасне та майбутнє: Матеріали регіон. наук.-теор. конф. студ. та аспір. 24–25 квіт. 2007 р. – Харків, 2007. – С. 15–16; Ціон В. У пошуках української Атлантиди // Берегиня. – 2007. – №3. – С. 29–36; Красиков М.М. Зима и лето музея «Слобожанські скарби» // Політехнік. – 2008. – 25 лют. (№4-5).

3. См.: Лубянкін Ю. Гуцульська коломийка // Харьков студенческий. – 2003. – №3. – С. 20–21. – Підпис: SGG Юро; Пожоджук Д. Космач став символом єднання молоді України // Вільна думка. – Сідней. – 2003. – 2–18 груд. (ч.48–49). – С. 12; Те саме, повн. вар. // Гуцульський край. – Косів. – 2004. – 28 верес. (№39). – С. 3; Савчук О. Наші люди в Карпатах // Політехнік. – 2004. – 22 черв. (№15–16). – С. 6; Тюрикова О. «Космач– це диво!» // Alma mater. Факти та події: Інформ. щотижн. газ. ДонНУ. – Донецьк. – 2005. – листоп. (№37). – С. 2, 7; Казковий край Карпати [Розповідають Настя Красножон та Ельвіра Гасанова] // Політехнік. – 2006. – 16 січ. (№1); Зеленська Г. Космацькі взори // Харківський університет. – 2006.– 24 січ. (№1). – С. 1, 4. Большинство эти материалов размещены в Интернете на разных сайтах, а также см. на сайте: www.mihmih.at.ua .

4. Оценку И. Фетисовым деятельности музея «Слобожанские сокровища» см.: Фетисов І.Б. Фольклористичний рух в Україні // Міжнародна науково-практична конференція «Традиційна народна культура: збереження самобутності в умовах глобалізації». 18-20 верес. 2004 р. : Зб. матеріалів. – Харків, 2004. – С. 164–170.

5. См.: www.mihmih.at.ua .

6. Детальнее см.: Загоскин А. Письмо другу // Політехнік. – 2006. – 28 бер. (№7-8).

7. См.: Красовская Я., Разумеева Е. Музейно-этнографическая экспедиция к крымским татарам // Політехник. – 2008. – 25 лют. (№4-5).

8. Ковалевський В. Музейно-етнографічна експедиція на Львівщину музею «Слобожанські скарби» ім. Г. Хоткевича // Політехнік. – 2008. – 15 верес. (№15-16).

9. Детальнее об этом см.: Красиков М.М. Культурний сенс навчального етнографічного музею.

10. См.: Красовская Я., Разумеева Е. Музейно-этнографическая экспедиция к крымским татарам // Україна й світ: минуле, сучасне та майбутнє: Матеріали регіон. наук.-теор. конф. студ. та аспір. 24-25 квіт. 2007 р. – Харків, 2007. – С. 92-94; Ковалевський В. Музейно-етнографічна експедиція на Львівщину музею «Слобожанські скарби» ім. Г. Хоткевича // Україна й світ: минуле, сучасне та майбутнє: Матеріали регіон. наук.-теор. конф. студ. та аспір. 22-23 квіт. 2008 р. – Харків, 2008. – С. 5-6.

11. Разумєєва О. Короткий звіт про життя бойків // Політехнік. – 2004. – 16 листоп. (№24-25).

12. Разумєєва О.В. П’ять років з музеєм «Слобожанські скарби» // Слобожанське культурне надбання: Зб. ст. молодих учених. – Харків, 2008. – Вип. 1. – С. 120-124.