Наука

Научная работа на кафедре ведется по трем основным направлениям.

Электромеханическое преобразование энергии в перспективном рельсовом транспорте (руководитель – проф. Омельяненко В.И.)

Ресурсо — и энергосберегающие технологии на железных дорогах 
(руководитель – проф. Доманский В.Т.).

Динамика подвижного состава железных дорог и его взаимодействие с рельсовым путем (руководитель – проф. Маслиев В.Г.).

Работы направления Электромеханическое преобразование энергии в перспективном рельсовом транспорте проводились по темам: Тяговый электропривод подвижного состава; Поезда с наклоном кузовов; Накопители энергии для железных дорог.

Работы по теме тягового электропривода подвижного состава возглавляет проф. Любарский Б.Г. В настоящее время созданы теоретические основы для оценки эффективности систем преобразования энергии в тяговом электроприводе на базе современных и перспективных электродвигателей: асинхронных, синхронных с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов, а также индукторных — реактивных и с аксиальным полем. На базе этих основ создан программно — алгоритмический комплекс, что дает возможность определить рациональные типы электромеханических преобразователей энергии для поездов пригородного, межрегионального и скоростного сообщения.

Линейный двигатель механизма наклона

Линейный двигатель механизма наклона

Модель механизма наклона М 1:4

Модель механизма наклона М 1:4

Для поездов с наклоном кузовов впервые в мире предложен привод системы наклона на базе линейного двигателя электромагнитного типа, который обеспечивает преобразование электрической энергии непосредственно в наклон кузова вагона при его движении в кривых участках пути. Установлены закономерности связей геометрических и электрофизических параметров привода с его рабочими характеристиками.

В качестве средства энергосбережения для подвижного состава и систем энергоснабжения железных дорог на кафедре разработан инерционный накопитель энергии с ротором кольцевого вида и системой электромеханического преобразования энергии в виде обращенной машины постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и полупроводниковым коммутатором. Доказано, что применение такого накопителя в тяговой сети может существенно уменьшать колебания напряжения в контактной сети, а также выравнивать суточный график нагрузки. Показано, что использование накопителя такого типа в качестве бортового устройства на пригородных электропоездах обеспечивает экономию электроэнергии на каждом цикле «ускорение — торможение» при остановках более 30%.

Работы этого направления выполнялись по госзаказу и по хозяйственным договорам.

Работы по госзаказу.

«Разработка научных основ создания электромеханического привода для механизма наклона вагонов скоростного железнодорожного транспорта Украины».

«Разработка научных основ создания испытательного стенда с накопителем энергии для скоростных поездов».

«Разработка практических положений создания пригородных скоростных поездов с наклоном кузовов и накопителем энергии».

Работы, которые выполнялись согласно хозяйственных договоров. НПО «Электротяжмаш» и ПАО «Крюковский вагонный завод».

«Разработка программно-алгоритмического комплекса проектирования тяговых синхронных двигателей с возбуждением от постоянных магнитов».

«Разработка программно-алгоритмического комплекса проектирования двигателей с поперечным полем».

«Разработка стенда для испытания системы электромеханического преобразования энергии для вагон-моторного подвижного состава».

«Разработка научных основ создания электромеханического привода для механизма наклона вагонов скоростного железнодорожного транспорта Украины».

Целый ряд работ выполнялся также по собственной инициативе.

«Программно-алгоритмический комплекс для исследования рабочих и энергетических характеристик подвижного состава и систем его электроснабжения». Этот комплекс позволяет в реальном времени наблюдать процессы, протекающие в ходовой части, в системе тяговой электропередачи, а также в системах электроснабжения железных дорог. Программный продукт защищены Свидетельством права на произведение №53923 «Компьютерная программа расчета режимов работы и движения поездов с электрической тягой, оборудованных тяговыми двигателями переменного тока».

Грузовая платформа на магнитном подвесе

Грузовая платформа на магнитном подвесе

«Грузовая платформа на магнитном подвесе». По результатам этой работы разработан концептуальный проект тягово-левитационной системы электродинамического типа для грузовой платформы с контейнером массой 40 тонн, движущейся на расстоянии 80 мм от направляющей структуры со скоростью 110 м / с.

По работам этого направления защищена одна докторская и семь кандидатских диссертаций.

Работы по направлению Ресурсо- и энергосберегающие технологии на железных дорогах выполнялись сотрудниками кафедры по заказу Главного управления электрификации и электроснабжения Укрзализныци и отдельных железных дорог Украины.

Так, в 2013 году создана «Энергетическая стратегия Укрзализныци на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года», которая согласована Главными управлениями (приказ Укрзализныци от 27.11.2012 г.. № 362-ЦЗ) и утверждена государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины 26.11. 2013

За последние годы выполнены следующие работы.

«Разработка технического задания на создание автоматизированной системы прогнозирования почасового, суточного, месячного объема потребления электроэнергии на нужды железных дорог».

«Разработка технического задания на проектирование контактной сети переменного тока для скоростей движения до 200 км/ч».

«Концепция схемо-технических решений внешнего электроснабжения тяговых подстанций при существующих режимах работы энергосистем в условиях рыночной экономики».

«Концепция организации диагностики устройств электроснабжения железных дорог и технического обслуживания их по состоянию».

«Разработка технического задания и технической документации на автоматизированную систему диагностики токоприемников».

Устройство ПРВ 3,3

Устройство ПРВ 3,3

«Разработка технического задания, технорабочего проекта на устройство регулирования статических и динамических характеристик выключателей тяговых подстанций постоянного тока». Согласно этому технического задания изготовлено устройство регулирования выключателей ПРВ-3,3, которое внедрено в эксплуатацию на Приднепровской железной дороге.

По результатам научных работ этого направления защищены три кандидатские диссертации.

Направление Динамика подвижного состава железных дорог и его взаимодействие с рельсовым путем является продолжением работ П.М.Мухачев и С.М.Куценко.

Стенд для исследований пневморессор

Стенд для исследований пневморессор

В последние годы в этом направлении по заказу ОАО «Лугансктепловоз» выполнялись хоздоговорные работы «Исследования и проектные работы по созданию пневмоподвешивания тележки для дизель-электропоездов с повышенными динамическими и эксплуатационными показателями» и «Разработка технической документации для упругого осевого привода колес с подшипниками качения».

Защищена одна докторская и две кандидатские диссертации.

На базе кафедры работает Специализированный ученый совет Д64.050.15 по защите докторских и кандидатских диссертаций по направлению 05.22.09 — Электротранспорт.

Книги, написанные сотрудниками кафедры

Book01

В.А. Дзензерский, В.И. Омельяненко,
С.В. Васильев, В.И. Матин, С.А. Сергеев.

Высокоскоростной магнитный транспорт с электродинамической левитацией.

Монография

Киев: Наукова думка, 2001. – 479 с.

Book02

Омельяненко В.И., Калюжный Н.Н.,
Омельяненко Г.В., Любарский Б.Г.

Основы электрической тяги, системы и режимы тяговых сетей постоянного тока

Учебное пособие

Харьков: НТУ «ХПИ», 2002. – 164 с.

Book03

Корниенко В.В., Котельников А.В.,
Доманский В.Т.

Электрификация железных дорог. Мировые тенденции и перспективы (аналитический обзор).

Монография

Киев: Транспорт Украины, 2004. – 196 с.

Book04

 

Корниенко В.В., Омельяненко В.И.

Высокоскоростной электрический транспорт. Мировой опыт.

Монография

Харьков: НТУ «ХПИ», 2007. – 159 с.

 Book05

Гончаров Ю.П., Панасенко М.В, 
Семененко О.І., Хворост М.В.

Статичні перетворювачі тягового рухомого складу

Навчальний посібник

Харків: НТУ „ХПІ”, 2007. – 192 с.

 Book06

В.Г. Маслиев.

Динамика тепловозов с устройствами, уменьшающими износ бандажей колес

Монография

Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 288 с.

 Book07

Зайончковський В. М., Маслієв В. Г.,
Якунін Д. І.

Загальна будова, теплові розрахунки енергетичних установок та питання технології виготовлення екіпажної частини тепловозів

Навчальний посібник
Харків: НТУ «ХПІ», 2008. – 196 с.

 Book08

В.Г. Маслієв.

Сучасні конструкції та динаміка рухомого складу залізниць

Навчальний посібник

Харків: Вид-во «Підручник НТУ «ХПІ»», 2014. – 106 с.

Foot

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *