Студжизнь

Маховик предлагали использовать на поездах еще 100 лет назад!

https://pikabu.ru/story/giromobil_grafa_shilovskogo_5462169

Массачусетский Технологический институт выкладывает открытые лекции.

Просмотреть их Вы можете по приведенной ссылке.


В мире интересного

Больше – лучше?

В первой трети XIX века, когда паровозы только еще появились, это были легкие машины с малой мощностью. Таким образом, родилась очевидная идея, что для увеличения мощности их надо дублировать. Насколько нам известно, первым таким простым решением двойного паровоза была построенная в 1831 году «Южная Каролина». Решение было еще совсем примитивным: по сути дела, соединили два простых паровоза одного и того же типа. Более того, их даже до некоторой степени упростили: на обоих использовали по одному цилиндру вместо двух, очевидно, считая, что таким образом каждый из них поможет другому перейти через мертвую точку. Эта идея, разумеется, не оправдала себя.

Двойной паровоз «Южная Каролина» (1831)

Двойной паровоз «Южная Каролина» (1831)

 

Позже, однако, целый завод стал производить абсолютно симметричные паровозы; это были знаменитые паровозы Ферли. Приведенный здесь рисунок взят из каталога этой фирмы.

Двойной паровоз Ферли

 

Если не считать, что вид сбоку и вид сверху даже случайно не совпадают (например, резервуары для воды и предохранительный клапан мы напрасно будем искать на виде сверху), то остается только одна проблема: где и как сжигают в этом паровозе топливо?! Хотя не так уж второстепенно и то, где может примоститься машинист и где размещается необходимое оборудование.

Родиной железной дороги, бесспорно, является Англия. Вначале для постройки железной дороги использовали короткие литые рельсы, которые соединялись в рельсовых подкладках, устанавливаемых на шпалах. С двадцатых годов прошлого века стали производить сначала кованые, а потом и прокатные рельсы. В 1835 году при постройке дороги Лондон—Бирмингем впервые были использованы симметричные прокатные рельсы с двумя головками.

 

Симметричный рельс с двумя головками (1835)

Симметричный рельс с двумя головками (1835)

 

Использовал их Роберт Стефенсон — сын, сотрудник и продолжатель дела Джорджа Стефенсона, «отца железной дороги». Его идея заключалась в том, что когда верхняя головка рельсов износится, их можно будет перевернуть, и таким образом срок их службы увеличится вдвое. Однако эта идея не оправдала себя. Дело в том, что в рельсовых подкладках нижняя головка рельсов настолько изнашивалась, что становилась совершенно непригодной к использованию.

Несмотря на это, на многих английских и других европейских железных дорогах — в первую очередь во Франции — вынуждены были сохранить эту систему, правда, используя рельсы с асимметричным профилем, о переворачивании которых не может быть и речи.

Асимметричный рельс с двумя головками (1888)

Асимметричный рельс с двумя головками (1888)

 

Сюда относится и патент лиссабонского изобретателя Мозеса Загури (НГП 4642; 1878). Вот отрывок из его описания:

«Цель этого изобретения — сделать возможным, чтобы железнодорожные рельсы, когда их верхняя сторона износится, можно было перевернуть и использовать нижнюю сторону».

«Обратимый» рельс с двумя головками (1878)

«Обратимый» рельс с двумя головками (1878)

 

Небольшое пояснение к рисунку. Профиль рельса является симметричным в том смысле, что его ось наклонена под углом 63° как к поверхности В, так и к основанию С, то есть может быть повернута на 180°. Выступающее кверху ребро F литой рельсовой подкладки точно соприкасается с шейкой А рельса и таким образом служит подпоркой. Для дальнейшего распределения нагрузки нижняя поверхность С рельса точно ложится на шпалы. Замысел, безусловно, интересен, однако неудивительно, что он нигде не был осуществлен.

Неудачи предыдущих экспериментов вовсе не обескуражили немецкого изобретателя Матиаса Деммера, который 22 июня 1878 года под номером НГП 3536 в первый раз запатентовал стальные железнодорожные пути, на которых использовались рельсы с тремя головками.

Вот краткое описание: «Существенной новинкой в этом изобретении является применение тройных рельсов, то есть рельсов с тремя головками, одна из которых является путем, а две другие служат опорами. На прилагаемом рисунке изображен так называемый метрический тройной рельс…

Рельс с тремя головками

Рельс с тремя головками

 

Преимущество этой системы в том, что тройные рельсы можно укладывать три раза, они исключительно надежно соединяются с изображенной на рисунке подкладкой и весят значительно меньше по сравнению с тремя рельсами с широким основанием».

18 ноября 1879 года под номером НГП 9564 Деммер запатентовал модификацию своего изобретения.

Видоизмененный рельс с тремя головками

Видоизмененный рельс с тремя головками

 

Мы не случайно приводим эти даты. В новом решении рельсовая подкладка была значительно проще и легче, решалась также проблема отвода воды. Этот изобретатель вызывает особое уважение. Нигде, никогда, ни в одной специальной работе мы не встречались с его решением, кроме этих двух описаний патентов. Очевидно, что эта система нигде не была введена уже хотя бы из-за трудностей с производством и прокатом таких рельсов.

 

Петрик О. Курьезы техники. Изд-во Акад. наук Венгрии.– Будапешт, 1985. 150 с.