Программа TEMPUS

tempus

cen

ПРОЕКТ ТЕМПУС В НТУ «ХПИ»

Проект CENEAST — Реформирование программ в сфере градостроительства на пространстве Восточного соседства (530603 — TEMPUS — 1 — 2012 — 1 — LT — TEMPUS — JPCR (2012-3071/001-001)..

Цель проекта – Реформирование программ в сфере градостроительства на пространстве Восточного соседства (530603 — TEMPUS — 1 — 2012 — 1 — LT — TEMPUS — JPCR (2012-3071/001-001).

Срок выполнения: с 15 октября 2012 по 15 октября 2015 года ).

Объем финансирования: 892 177 евро

collЧлены консорциума:

  • Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса (Литва),
  • Алма Матер Студиорум – Болонский университет (Италия),
  • Солфордский Университет (Великобритания),
  • Таллинский технический университет (Эстония),
  • Белорусский государственный университет (Беларусь),
  • Гродненский государственный университет им.Янки Купалы (Беларусь),
  • Московский государственный университет гражданского строительства (Россия),
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Россия),
  • Калининградский государственный технический университет (Россия),
  • Национальный технический университет Украины (КПИ).

Кроме того, партнерами проекта являются две негосударственные организации: сеть SVIMAP – объединение большого числа ученых и преподавателей с наилучших итальянских университетов, занимающихся региональным развитием образования и внедрения Европейской системы перевода накопленных кредитов; ассоциация «INFOBALT», которая представляет бизнес-компании в сфере информационных и коммуникационных технологий и образовательные учреждения Литвы и во всем мире.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Все партнеры проекта будут сотрудничать по решению следующих основных задач:

— реформирование в университетах Украины, Беларуси, России учебных программ подготовки бакалавров,  магистров, аспирантов введением новых дисциплин (модулей) по энергетически  и экологически устойчивому, доступному по цене и безопасному для здоровья градостроительству. Цель — повышение значимости образования в университетах стран-партнеров с учетом потребностей  рынка труда;

—        популяризация Болонского процесса в университетах стран-партнеров проекта на примере университетов стран ЕС (совершенствование учебных планов, ECTS, инновационное обучение и др.)

—        разработка межуниверситетской сетевой учебной системы с целью активизации сотрудничества между учебными и научными учреждениями стран-партнеров и стран — членов ЕС (электронная библиотека, электронная система обучения, электронная система оценки знаний, доступ к Интернет-ресурсам по вопросам научных исследований и учебной информации) ;

—        содействие повышению квалификации сотрудников университетов стран-партнеров.

lib 1

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА — 

Обновление учебных программ подготовки бакалавров, магистров, кандидатов наук в сфере гражданского строительства посредством внедрения новых модулей, создание сетевой образовательной системы, а также поддержка повышения квалификации сотрудников и обучение студентов в университетах стран-партнеров.

lib2

 

Одной из задач проекта по реформированию учебных программ в университетах Украины, Беларуси, России является разработка модулей (дисциплин), соответствующих рынку труда в сфере градостроительства на пространстве Восточного соседства. Университеты — партнеры для взаимного обмена модулями, а также внедрения их в учебный процесс своих университетов при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов разработали следующие модули:

  • Возобновляемые источники энергии
  • Энергоэффективность в инженерных системах
  • Энергетический аудит
  • Строительные материалы для устойчивой застроенной среды
  • Устойчивый городской дизайн
  • Зеленая застроенная окружающая среда
  • Передовые строительные технологии для энергоэффективных зданий
  • Менеджмент проектов в строительстве и менеджмент строительной площадки
  • Экологически устойчивое развитие городов
  • Социологические методы, используемые для устойчивого развития городов
  • Безопасность человека, природные и техногенные проблемы в 21-м веке
  • Информационное моделирование зданий
  • Устойчивое развитие рынка недвижимости
  • Умный дом
  • Умная застроенная среда
  • Инвестиции в строительство
  • Восстановление культурного наследия
  • Введение в специальность
  • Комплексный анализ жизненного цикла застроенной среды
  • Гибкий менеджмент

 

Маркетинговые исследования по подготовке в ВУЗах Украины специалистов в области застроенной среды

В Украине повышается концентрация людей в городах. Большинство крупных городов — это индустриальные комплексы. Всего в них и в поселках сосредоточено до 70% населения страны. Здесь же локализуется основная часть вредных производств.

Отрицательными последствиями процессов урбанизации являются:

 01

02Для определения потребностей в знаниях и компетенциях таких специалистов проводилось анкетирование студентов, преподавателей, работодателей и высококвалифицированных специалистов. Это позволило создать информационно-аналитическую основу для принятия решений о модулях, реализуемых в данном проекте.

Опрос преподавателей и студентов проходил путем электронного анкетирования и созданием электронной базы данных с введенными анкетами.

Анкетирование анонимное, однако, респондент был вправе привести в ней сведения о себе.

На выбор ответов в утвердительной или отрицательной форме учитывалось влияние следующих факторов:

03

В анкетировании приняло участие :

— 48 респондентов из числа студентов 2-6 курсов, обучающихся в НТУ «ХПИ» по специальностям: «Оборудование химических производств и предприятий строительных материалов», «Экология и охрана окружающей среды», а также других технических специальностей университета;

— 10 преподавателей технических дисциплин университета.

Перечень модулей, предлагаемый для выбора, соответствовал данным Аnnex 1 проекта CENЕАST.

04

Количество положительных ответов:

1 — Введение в строительство устойчивой окружающей среды; 2 — Энергоаудит зданий (контроль за энегропотреблением); 3 -Энергоэффективность в инженерных системах; 4 — Устойчивая реконструкция и реставрация (ремонт домов); 5 — Доступная антропогенная середа; 6 — Введение в «Возобновляемые источники энергии»; 7 — Строительные материалы для создания устойчивой окружающей среды; 8 — Географические информационные системы; 9 — Экологически устойчивое развитие городов; 10 — Введение в дисциплину «Качество окружающей среды, здоровья человека и антропогенной среды»; 11 — Техногенные проблемы 21 века; 12 — Передовые технологии строительства энергоэффективных зданий; 13 — Жизненный цикл построенной устойчивой окружающей среды; 14 — Климат, архитектура и энергосбережение; 15 -Органы управления территориальным устойчивым развитием

 Определение потребностей рынка труда в знаниях выпускников (опрос работодателей и высококвалифицированных специалистов)

05

Для анкетирования были выбраны следующие ведущие предприятия

 1.Индустриальная группа УПЭК.

Индустриальная группа УПЭК — одна из крупнейших в Украине частных компаний, специализирующихся в машиностроительном бизнесе. Это производитель комплектующих и оборудования для железнодорожной, автомобильной, сельскохозяйственной, машиностроительной и металлургической отраслей. Клиентами компании являются практически все производители оборудования в странах СНГ (http://eng.upek.com.ua).

ИГ УПЭК делает большие инвестиции в научно-исследовательские и конструкторские разработки.

Инновационная деятельность компании коорди-нируется Исследовательским и техническим Советом. Научно-технические возможности компании включают в себя: Объединенный инженерный центр и специализированный инженерный центр. УПЭК – это 6 ведущих машиностроительных предприятий с более, чем полувековой историей.

06

2. Закрытое акционерное общество научно-производственная фирма «ЭкоТОН»

07

Закрытое акционерное общество «Экотон» – крупнейший производитель в области передовых технологий и оборудования для очистки сточных вод для промышленных и муниципальных предприятий (http://www.ekoton.com).

 Результаты опроса работодателей и высококвалифицированных специалистов

Показатели первой группы столбцов, соответствующие цифрам 9 — 8, отражают ответы на вопросы анкеты респондентов Индустриальной группы УПЭК; второй — ЗАО НПФ «ЭкоТОН» (цифры 10 — 7). Наибольшее количество положительных ответов в группах соответствуют модулю «Экологически устойчивое развитие городов (9 и 10). Модуль «Техногенные проблемы 21-го века» соответственно имеет 8 и 7 таких ответов.

08Результаты анкетирования были рассмотрены на научно-практической конференции по тематике «Экологическое образование: региональные и национальные аспекты» (г. Черновцы, 16 апреля 2013). Конференция прошла в рамках проекта CENЕАST

 Результаты обсуждения показали:

09

Таким образом, модули «Экологически устойчивое развитие городов» и «Техногенные проблемы 21-го века» необходимы для изучения в ВУЗах при подготовке специалистов в области застроенной среды.

” Основные события и результаты проекта CENEAST

7 – 9 декабря 2012 г.  Первое координационное совещание в Алма Матер Студиорум – Болонский университет

01-03 марта 2013 г. Координационное совещание в Таллиннском техническом университете

22-24 апреля 2013 г. Координационное совещание в Национальном техническом  университете Украины

1-3 июля 2013 г.  Координационное совещание в Калининградском государственном техническом университете

30 сентября – 3 октября 2013 г.       Координационное совещание в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете

15 октября 2013 г.  Мониторинговый визит по проекту CENEAST в Калининградский  государственный   технический университет Национального офиса  ТЕМПУСА в России

05-07 февраля 2014 г. Координационное совещание в Национальном техническом    университете «Харьковский политехнический университет»

24-29 марта 2014 г. Координационное совещание в Вильнюсском техническом университете

10-14 ноября 2014 г. Координационное совещание в Московском государственном  университете гражданского строительства

22-23 января 2015 г. Координационное совещание в Московском государственном  индустриальном университете

19 марта 2015г.Мониторинговая миссия в Национальном техническом университете   Украины Национального Эразмус + офиса в Украине

23 – 24 апреля 2015 г.   Координационное совещание в Гродненском государственном университете

1-2 июля 2015 г. Координационное совещание в Санкт-Петербургском  государственном политехническом университете

15-18 сентября 2015 г.    Заключительное координационное совещание в университете   Хаддерсфилда (Великобритания)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КАФЕДРОЙ ХТПЭ ПРОЕКТА CENEAST

  • Усовершенствован учебный план подготовки магистров специальностей «Экология и охрана окружающей среды» и «Оборудование химических производств и предприятий строительных материалов»
  • В соответствии с практикой Болонского процесса разработана учебная дисциплина «Экологически устойчивое развитие городов», которая включена в планы подготовки магистров по указанным специальностям.
  • В 2015/2016 уч. году 21 студент специальностей «Экология и охрана окружающей среды» и «Оборудование химических производств и предприятий строительных материалов» изучает дисциплину «Экологически устойчивое развитие городов». Более 150 студентов инженерных специальностей, обучающихся в НТУ«ХПИ», НТУУ «КПИ» и в др. университетах, изучили ее отдельные темы в курсе «Экология».
  • Материалы курса «Экологически устойчивое развитие городов» используются в виртуальной межуниверситетской образовательной сети, а также в дистанционном образовании, осуществляемом в НТУ «ХПИ».
  • По направлению экологически устойчивого развития городов студенты специальности «Экология и охрана окружающей среды» проводят научно-исследовательскую работу, участвуют в семинарах клуба «Юный эколог» и другой деятельности, связанной со сферой экологически устойчивого урбанизированного пространства.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *