История факультета

История инженерно-физического факультета начинается с 1930 года, когда в Харьковском механико-машиностроительном институте, выделившемся в этом же году из Харьковского технологического института, был создан физико-механический факультет.

Период организации физико-механического факультета в институте совпал с рядом важных событий. В это время в Харькове по инициативе академии наук СССР при активном участии академиков А.Ф.Иоффе и И.В.Обреимова был организован УФТИ — украинский физико-технический институт, который требовал исследовательских кадров нового типа. На Харьковском турбинном заводе, заводе транспортного машиностроения и ряде других предприятий, в связи с предстоящими грандиозными для того времени задачами создания новых образцов техники, также остро возникла потребность в кадрах исследователей новых профилей. С целью подготовки необходимых кадров в апреле 1930 года и был создан новый факультет в институте со специальностями: физика, физика диэлектриков, механика, техническая механика, структура твердого тела.

К этому времени в стране сложились в основном два направления подготовки кадров высшей квалификации: университеты и технические институты. Первое направление отличается широкой общенаучной подготовкой, но не готовит выпускников в полной мере для работы в промышленности и в прикладных НИИ. Технические институты не давали достаточной для возникших потребностей широты образования. Необходим был третий элемент в этой системе – технические университеты, органически сочетающие в себе преимущества как университетского, так и технического образования. Прототипом таких технических университетов и стали физико-механические факультеты, появившиеся в Харькове и в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург). Опыт, накопленный в работе инженерно-физического факультета и других подобных учебных заведений, в 90-е годы был положен в основу создания технических университетов. Первым деканом нового факультета в нашем институте стал директор и один из организаторов УФТИ, академик Иван Васильевич Обреимов. Существенный вклад в организацию специальностей и в дальнейшее их развитие внёс зам. директора института по учебной работе профессор Иван Михайлович Бабаков.

В дальнейшем во главе факультета стояли профессор В.И.Блох, к.т.н., доцент В.В.Гавранек (1951-1961), д.т.н., профессор Е.Г.Голоскоков (1961-1988), д.т.н., профессор Г.И.Львов (1988-1991), к.т.н., профессор В.Г.Баженов(1991-2000).

В первые годы на факультете работали учёные, которые впоследствии получили всемирное признание — это академики К.Д.Синельников, А.К.Вальтер, Л.Л.Ландау, А.И. Лейпунский, а также член — корр. АН УССР В.М. Майзель, профессора А.С. Вольмир, В.И. Блох, Б.Я. Пинес и др.

arg

При их активном участии в практику подготовки инженеров — исследователей были заложены следующие принципы:

  • фундаментальность образования, введение исследовательской деятельности в процесс обучения;
  • направленность подготовки кадров с дифференцированной системой обучения в зависимости от требований и задач данного профиля науки и техники.

Эти принципы остаются актуальными и жизненно необходимыми и сегодня для высшей школы. Имеющийся более чем семидесятилетний опыт специальностей инфиза глубоко убеждает в этом.

После окончания второй мировой войны на факультете окончательно сформировалось два основных направления в подготовке инженеров-исследователей — на кафедрах «Динамика и прочность машин» и «Металлофизика». (Сейчас — кафедра физики металлов и полупроводников).

Первым заведующим кафедрой ДПМ был член корреспондент АН УССР Майзель В.М. (1930—1941г.г.), затем с 1948 по 1960 г.г. кафедру возглавлял академик АН УССР Филиппов А.П. С 1960 по 1992 г. ею руководил профессор Богомолов С.И.. С 1992 года кафедру ДПМ возглавляет профессор Львов Г.И.

Кафедрой «Металлофизика» с 1947 по 1950 г.г. руководил профессор Старцев В.И., затем профессор Гарбер Р.И. (1950—1953г.г.). С 1953г. по 1988г. её заведующим являлся выдающийся ученый-физик профессор Л.С.Палатник. Личности этих людей, их научный и организационный талант сыграли огромную роль в развитии специальностей и в подготовке высококвалифицированных исследовательских инженерных кадров. При их непосредственном участии формировались планы и программы, отбирались необходимые курсы лекций, формировалось «лицо» и рос авторитет каждой специальности.

К настоящему времени число выпускников на этих кафедрах превысило 5 тысяч. Среди них люди, имеющие большой опыт общественной и государственно-хозяйственной работы на важных участках науки и производства. Среди них Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий Саблев П.Е., работавший директором Харьковского тракторного завода; зам. директора ФТИНТ АН УССР И.М. Дмитренко; Лауреат Государственной премии Саркисянц Э.Я., работавший директором Алтайского тракторного завода; директор ИПМаш АН УССР, член корр. АН УССР Подгорный А.Н.; зам. главного конструктора объединения «Завод им. Малышева» Власенко И.П.; Главный металург производственного объединения «ФЭД» В.Н. Барков; Зам. директора института твердого тела АН СССР А.В. Серебряков; зав. отделом ЦАГИ (Москва), Лауреат Государственной премии Лысак И.В.; профессор Хоткевич В.И. работавший ректором Харьковского Университета; начальник ЦЗЛ объединения «Завод им. Малышева» А.П.Любченко и многие другие.

Более 60 человек за это время защитили докторские и около 500 человек— кандидатские диссертации.

Широка «география» распределений выпускников факультета. В минувшие годы широко использовался опыт по основанию центров со специалистами нового профиля. В качестве примеров в Харькове можно назвать отделы на турбинном, транспортном и тракторных заводах, предприятии «ФЭД», в научно—исследовательских институтах химического машиностроения, «Проблем машиностроения» и др., а также более чем на двадцати предприятиях, конструкторских бюро и в научно-исследовательских институтах таких городов, как Свердловск, Куйбышев, Днепропетровск, Николаев, Днепродзержинск, Сумы, Херсон и др.

Только в нашем университете более чем на 20-ти кафедрах трудятся выпускники инфиза, причем направленность их научных исследований весьма разнообразна. Здесь, например, можно назвать такие кафедры, как: Автоматизированные системы управления, Детали машин, Интегрированные технологии, процессы и аппараты, Колесные и гусеничные машины, Прикладная математика, Системный анализ и управление, Сопротивление материалов, Теоретическая механика, и многие другие . По этим специальностям многие из выпускников выполнили научные исследования, ставшие затем основой для их кандидатских или докторских диссертаций, некоторые из них стали заведующими, доцентами, старшими научными сотрудниками на этих кафедрах. Все это сыграло большую роль в развитии НТУ «ХПИ» и отразилось на подготовке инженерных кадров высшей квалификации.

Этот факт имеет важное значение для характеристики такой черты специальностей факультета, как профессиональная мобильность специалистов. Фундаментальная образовательная подготовка позволяет создать базис для специализации студентов практически по всем отраслям инженерно-физических знаний, в том числе и по новейшим.

Особо следует отметить и тот факт , что старые, основные специальности — динамика и прочность машин и металлофизика дополнились новыми, родственными им специальностями, что послужило основой для выделения из инженерно-физического ряда самостоятельных факультетов. В 1973 году создан физико-технический факультет, на который перешли такие кафедры как физика металлов и полупроводников, техническая криофизика, инженерная электрофизика, общая и экспериментальная физика.

Кроме традиционно мощной научной школы, созданной на инженерно-физическом факультете по механике деформированного твердого тела и динамике и прочности машин, в 1950 — 1970 г.г. тут бурно развиваются исследования по автоматическому регулированию паровых и газовых турбин, управлению космическими аппаратами, атомными электростанциями и разнообразными технологическими процессами. В 1964 году на инфизе создается кафедра автоматического управления движением (АУД, 2001-2016 гг. — кафедра систем и процессов управления, с 2016 — кафедра компьютерного моделирования процессов и систем), в 1972 — кафедра автоматизированных систем управления (АСУ). Большую роль в становлении и развитии этих кафедр сыграли профессора А.В.Дабягян и Е.Г.Голоскоков.

В 1981 году на факультете создается кафедра технической кибернетики (впоследствии переименованная в кафедру системного анализа и управления). Руководил новой динамично развивающейся кафедрой проректор, а в 1990 — 1999 г.г. — ректор ХПИ, профессор Ю.Т.Костенко.

Все более переплетающиеся различные отрасли знаний приводят к созданию на стыке наук новых научных направлений. В 90-е годы на инженерно-физическом факультете создается целая группа кафедр экономического направления, а в 1995 году эти кафедры составляют основу для выделившегося из инфиза экономического факультета.

Мощные научные школы экономико-математического и информационного направлений, сформировавшиеся на инженерно-физическом факультете, стали основой для создания в НТУ «ХПИ» в январе 2001 года нового факультета информатики и управления. В состав его вошли следующие кафедры инженерно-физического факультета: системного анализа и управления, автоматизированных систем управления, экономической кибернетики и маркетингового менеджмента, физического воспитания, делового иностранного языка, педагогики и психологии управления социальными системами, стратегического управления.

В настоящее время в составе инженерно-физического факультета шесть кафедр — динамики и прочности машин, компьютерного моделирования процессов и систем, газогидромеханики и тепломассообмена, прикладной математики, сопротивления материалов, теоретической механики.

Долгий путь развития специальностей факультета был и трудным, и сложным, но в итоге успешным. На многих этапах этого пути большое значение имело и то, что специальности росли при внимании и поддержке со стороны многих научных коллективов нашей страны. Многие из них принимали самое непосредственное участие в этом. Сегодня мы можем со словами благодарности обратится к научным коллективам таких передовых вузов страны, как МВТУ им. Баумана, Ленинградский политехнический и Ленинградский кораблестроительный, Московский Энергетический и Инженерно-физический, Киевский политехнический, к видным ученым, Лауреатам Ленинской премии, профессору Малинину Н.Н., член-корр. АН Латвийской ССР, проф. Пановко Г.Я., проф.Биргеру И.А., проф. Алфутову Н.А., проф.Светлицкому В.А., академику АН УССР Писаренко Г.С., член-корр. АН СССР Болотину В.В., ко всем тем, кто помогал факультету на нелегком пути становления и развития.

Развитие факультета — это прежде всего развитие его специальностей и кафедр. С момента основания кафедры «Динамика и прочность машин» можно выделить некоторые важные этапы в её развитии. Так, в 1958 году, кафедра одна из первых в стране стала использовать в учебном и научном процессе ЭЦВМ.

ffff
Это верно выбранная ориентация, учитывающая тенденции развития науки, сыграла большую роль как для самой специальности, так и для университета в целом. Когда в середине семидесятых годов институт в числе многих в стране переходил на путь повсеместного внедрения ЭВМ в учебный процесс, этот 20 летний опыт специалистов кафедры ДПМ был использован в полной мере. Многие сотрудники кафедры вели занятия на семинарах для инженеров различных кафедр института по вопросам использования ЭВМ.

В 1957 году кафедра «Динамика и прочность машин» стала основой для создания в институте проблемной лаборатории. Здесь впервые в Украине был создан научный экспериментальный комплекс «ВРД — 500», долгое время остававшийся уникальным испытательным средством дисков турбомашин. В течении длительного времени научно-исследовательская проблемная лаборатория проводит исследования в области механики деформируемого тела в направлениях:

  • динамика сложных механических систем, таких, как, роторы авиационных газотурбинных двигателей;
  • прочность тонкостенных конструкций, работающих в условиях неупругого деформирования, таких, как корпус ракетных двигателей;
  • синтеза и диагностики машин, работающих в условиях нестационарных динамических воздействий, например, как транспортные машины с двигателями и силовыми установками:
  • оптимизация машин, что позволяет создавать надежными и экономичными современные высоконагруженные машины.

Лаборатория стала основой настоящей научной школы, где с одной стороны, выполнялись темы по планам Академии Наук, а с другой — осуществлялось индивидуальное выполнение творческих научных задач сотрудниками и студентами в процессе обучения.

В рамках международного научного сотрудничества кафедра осуществляет связи с учеными университетов Германии, Китая, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Вьетнама.

В 1965 году в Харьковском политехническом институте, при непосредственном участии кафедры ДПМ, был основан научно-технический сборник «Динамика и прочность машин», который вот уже 49 лет служит целям обмена научной информацией среди механиков республики по проблемам специальности. Большая часть научных работ, опубликованных в сборнике, принадлежит украинским учёным, но, кроме того, в нём часто печатаются статьи авторов из России, Германии и других стран. Нередко в сборнике можно встретить совместные публикации сотрудников и студентов, особенно часто это имеет место при выполнении студентами исследовательской практики и дипломных работ.

Научно-учебное объединение Институт «Проблем машиностроения» АН УССР — «ХПИ», созданное в 1976 году, явилось логическим продолжением давно существующей практики тесного сотрудничества кафедры с академической наукой. На этой базе имеется возможность вести подготовку специалистов применительно к новым научным направлениям. Учебный процесс организован так, что студенты вовлекаются в активную самостоятельную научно-исследовательскую и производственную деятельность уже с середины периода обучения.

Говоря об успехах такого большого коллектива, каким является кафедра «Динамика и прочность машин», нельзя не остановиться на той огромной и важной роли, которую для её развития имели личные качества, знание, принципиальность и авторитет крупного учёного, академика АН УССР Анатолия Петровича Филиппова. Можно прямо сказать, что с его именем связаны все главные успехи этого коллектива: создание научной школы, исключительная интуиция и предвидение в развитии специальности и особенно той роли, которую сыграли для неё ЭВМ, создание новых перспективных научных направлений, в которых так успешно трудятся ученики акад. Филиппова А.П.

Кафедра компьютерного моделирования процессов и систем (до 2001 года — автоматического управления движением, 2001-2016 гг. — систем и процессов управления) была создана в 1964 году в связи с актуальными потребностями технического прогресса и острой необходимостью подготовки инженеров высочайшего класса с фундаментальной механико-математической подготовкой.

bcn

У истоков созданной в те годы специальности «Динамика полёта и управление движением ракет и космических аппаратов» стояли Герой Социалистического Труда, генеральный директор НПО «Электроприбор» академик В.Г. Сергеев и доктор технических наук, профессор А.В.Дабагян, заслуженный работник народного образования, почетный доктор НТУ «ХПИ». Значительный вклад в её становление и развитие внесли известные ученые — лауреат Ленинской премии генеральный конструктор АО «ХАРТРОН» Я.Е. Айзенберг, профессора В.Н.Щербина, В.П.Аврамов, которые в разные годы работали на кафедре.

С С 1977 по 2005г. кафедру возглавлял лауреат Государственной премии, заслуженный работник высшей школы Украины, почетный доктор НТУ «ХПИ», доктор технических наук, профессор Е.Г.Голоскоков (1928-2008) — известный специалист в области динамики и прочности машин и управления движущимися объектами.

На протяжении этих лет кафедра организует новые специальности, меняется её название, но неизменным остается одно — высокий уровень подготовки студентов. Кафедра ведет работу по специализациям: «Оптимизация и управление полётом» и «Организация и оптимальное управление технологическими процессами».

Кафедра подготовила около 600 инженеров-механиков-исследователей, из которых кандидатами наук стали более 100 человек и восемь человек — докторами наук. Выпускники кафедры создают уникальные системы управления для аэрокосмических объектов, объектов атомной энергетики, турбиностроения и других наукоёмких отраслей. Целевым образом готовятся специалисты для базовых предприятий АО «ХАРТРОН» и ПО «Монолит» (Харьков). Среди известных выпускников кафедры профессора М.Д.Годлевский, В.Я.Заруба, А.С.Куценко, Е.Е.Александров, директор НПП «ХАРТРОН-Аркос» А.Н.Колнагуз, бывший заместитель директора НПО «Электроприбор» А.Борисовский и многие другие.

На кафедре ведется активная научно-исследовательская работа. Основным научным направлением является «Алгоритмическое и программное управление механическими системами и технологическими процессами». Кафедра принимает действенное участие в научно-исследовательских работах по программе фундаментальных и поисковых исследований (НАН Украины), программе создания систем управления аэрокосмическими объектами.

Интересные работы выполняются на кафедре в сотрудничестве и по заданию КБ «ХАРТРОН-Аркос». Многие хоздоговорные темы, разрабатываемые совместно в рамках государственной программы «Теоретические основы проектирования и создания перспективной авиационно-космической техники», внедрены на предприятии.

Кафедра успешно развивает и совершенствует международные связи. Так на кафедре проходят подготовку аспиранты и студенты из Китая по специальности «Прикладная математика».

Кафедра газогидромеханики и тепломассообмена была создана в 2002 году в составе инженерно-физического факультета НТУ «ХПИ» на базе Института проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного Национальной академии наук Украины с целью подготовки кадров высшей квалификации для энергетики и машиностроения, которые обладали бы как практической инженерной подготовкой, так и фундаментальными знаниями в области динамики жидкостей, газов и тепломассообмена.

В сентябре 2003 года на кафедре газогидромеханики и тепломассообмена начата подготовка бакалавров направления «Механика» по специальности «Гидроаэродинамика». В июне 2007 года состоялся первый выпуск бакалавров, в 2009 – первый выпуск специалистов. В настоящее время на кафедре работает 10 преподавателей, из них 6 докторов наук и 4 кандидата наук, с отрывом от производства обучается 10 аспирантов.

Полученное студентами инфиза фундаментальное образование по математическим и компьютерным дисциплинам вот уже не один десяток лет позволяет им стать специалистами высокой квалификации с мощным творческим потенциалом, мобильными в усвоении новых знаний и приложении своих профессиональных сил в различных областях науки.