Кафедра «Колесные и гусеничные машины» (ныне кафедра информационных технологий и систем колесных и гусеничных машин  ИТС КГМ) Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ») создана на факультете транспортного машиностроения 2 декабря 1972 года приказом по Министерству высшего и среднего специального образования (МВССО) СССР для подготовки инженерных кадров по специальности «Гусеничные и колесные машины» (ГКМ).

Инициатором основания кафедры КГМ являлся один из создателей легендарного танка Т-34, главный конструктор ряда серийных танков (Т-44, Т-54, Т-64) и их модификаций, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, доктор технических наук Александр Александрович Морозов.

Первым заведующим кафедрой был назначен Виталий Прокофьевич Аврамов, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор, известный ученый в области динамики и прочности машин, прикладной теории колебаний, ученик знаменитого профессора И.М.Бабакова. В преподавательский состав кафедры вошли: участники Великой Отечественной войны Н.Н.Палащенко и В.Н.Трушкин, а также Л.В.Белаш, Е.А.Шорох, В.К.Белов, В.Н.Омельченко.

При непосредственном участии А.А.Морозова коллективом кафедры КГМ были разработаны учебные планы подготовки инженеров-механиков и определены три основных научных направления деятельности: совершенствование ходовых систем быстроходных гусеничных машин, исследование перспективных трансмиссий, комплексная автоматизация систем и агрегатов транспортных средств. Широкий научный кругозор В.П.Аврамова позволил сформулировать генеральный принцип подготовки современного инженера – принцип фундаментализации. Было существенно увеличено количество учебных занятий по естественнонаучным и общеинженерным дисциплинам. Среди профессионально-ориентированных (специальных) дисциплин появились курсы, содержание которых пересекается с общеинженерными, например, «Прикладная теория колебаний», «Теория подрессоривания», «Синтез планетарных передач», «Основы надежности», «Основы автоматики транспортных машин». Одной из первых в ХПИ кафедра освоила курсы «Системы автоматизированного проектирования ГКМ», «Микропроцессорная техника в транспортных машинах», «Математическое моделирование динамических процессов в ГКМ». Успех освоения этих дисциплин обеспечивался тем, что одним из требований В.П.Аврамова было обязательное участие преподавателей в научной работе. Подготовка новых курсов поручалась лекторам, работающим в соответствующем научном направлении, и, как правило, программа нового курса включала и результаты собственных исследований преподавателя.

С 1992 года кафедрой КГМ заведовал доктор технических наук, профессор Евгений Евгеньевич Александров, ныне Заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии, академик Академии наук высшей школы Украины.

В 1992 году на кафедре, наряду с продолжением подготовки инженеров-механиков, начата подготовка инженеров-электромехаников по новой специальности «Электрические системы и комплексы транспортных средств», что потребовало привлечения специалистов соответствующего профиля (профессор Пойда А.Н.).

С 1999 года на кафедре действуют курсы по подготовке водителей. За это время более 3500 студентов и преподавателей прошли обучение и получили права.

С 2004 года открыта новая специальность «Информационные технологии проектирования» по специализации “Компьютерное проектирование транспортных средств”.

В 2005 году  кафедре присвоено имя Александра Александровича Морозова.

С 2007 года кафедрой КГМ заведует доктор технических наук, профессор Дмитрий Олегович Волонцевич.

В последние годы проведена большая работа по подготовке и переходу на новые учебные планы. Разработаны новые и модернизированы традиционные курсы, продолжается внедрение в учебный процесс современной вычислительной техники и базирующихся на ней высоких технологий.