Научная школа кафедры ППУСС им. акад. И.А. Зязюна

С 2000 года на кафедре функционирует научная школа «Формирование личности лидера в науке, образовании, бизнесе» под руководством чл.-коресп. НАПН Украины, д.пед.н., проф. О.Г. Романовского.

Существенные изменения требований, которые общество предъявляет к профессиональной и социальной компетентности, личностных черт и качеств лидеров, обусловленные серьезным осложнением условий и характера тех задач и функций, которые им приходится выполнять. Соответственно, это требует от системы образования, прежде всего от высшей школы, определения новых целей по развитию лидерских компетенций у соискателей высшего образования, разработки и активного внедрения новых методов их формирования во время образования, воспитания и их личностного развития в соответствии с общественными потребностями и ожиданиями. Указанная проблема имеет существенную как теоретическую, так и практическую значимость.

Целенаправленная профессиональная подготовка соискателей высшего образования как настоящих высоко компетентных специалистов-лидеров имеет большое значение для потребностей развития страны и общечеловеческой сообщества. Их подготовка и личностные черты должны соответствовать общественным требованиям и ожиданиям общества. Лидерские компетентности этих специалистов в сочетании с надлежащим уровнем их профессионализмом дадут им возможность на основании системного анализа реальной ситуации в стране и характера основных общественно-политических, социально-экономических и духовно-культурных процессов определять и реализовать четко обоснованную рациональную траекторию развития Украины.

Основные результаты деятельности научной школы включают исследования по международным грантам «Образование для развития лидерства, интеллекта и таланта», «Программа развития лидерского потенциала университетов Украины». Исследования по фундаментальной теме, которая финансировалась за счет бюджетного фонда «Разработка методологии развития лидерского потенциала национальной гуманитарно-технической и управленческой элиты в информационном обществе», а также по хоздоговорам (специальный фонд): «Развитие лидерского потенциала и формирования социального взаимодействия сотрудников производственного предприятия» , «Развитие готовности к адаптивного управления менеджеров и персонала ПАО «Завод «Южкабель»», «Формирование лидерской позиции у инженеров».

Функционирование Центра лидерства позволяет практически реализовывать результаты научных исследований, проводить диагностику и тренинги лидерства для работников различных организаций и предприятий и студентов ЗВО различной профессиональной направленности.

Результаты исследований нашли отражение в защите кандидатских диссертаций по темам: «Педагогические условия формирования лидерских качеств у будущих специалистов по административному менеджменту в высших учебных заведениях», «Формирование лидерской позиции будущих инженеров в высших технических учебных заведениях», «Формирование готовности будущих менеджеров к адаптивному управлению в процессе профессиональной подготовки».

Опубликовано монографии «Развитие лидерского потенциала национальной гуманитарно-технической и управленческой элиты» и «Педагогика лидерства».

Учебные пособия: «Формирование лидерской позиции будущих инженеров в учреждениях высшего технического образования», «Лидерские качества в профессиональной деятельности», «Теория и практика формирования лидера», «Психология управленческой деятельности лидера» и др.

Для обсуждения и апробации результатов исследований проблем лидерства организуется проведение ежегодных международных научно-практических конференций, в том числе конференции «Лидеры ХХI века. Формирование личности харизматического лидера на основе гуманитарных технологий».

Издаются научно-практические журналы «Теория и практика управления социальными системами», «Лидер. Элита. Общество».

В последующий период углублениее научных исследований планируется, в частности, за счет защит докторских и кандидатских диссертаций, проблематика которых касается развития лидерского потенциала у студентов технических университетов; развития преподавательского лидерства у будущих специалистов образовательных, педагогических наук; формирование лидерских качеств у будущих психологов; формирование лидерской компетентности у будущих педагогов; формирование лидерской позиции у будущих офицеров и тому подобное.