Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт"

История кафедры

К концу 60-х годов прошлого века электроника в виде приборов и методов стала быстрыми шагами внедряться в самые различные области науки и техники, обеспечивая повышение эффективности производства и научных исследований. Это требовало соответствующей подготовки инженерных кадров, выпускаемых ХПИ. Поэтому по инициативе ректора профессора М.Ф.Семко в 1971 году в институте была организована общетехническая кафедра «Радиоэлектроника», задачей которой было обеспечить преподавание основ электроники студентам факультетов неэлектротехнического профиля: машиностроительных, химических и инженернофизического, а также радиотехнических дисциплин на факультете «Автоматика и приборостроение», в состав которого и вошла кафедра. Основу кафедры составила часть коллектива преподавателей и сотрудников радиотехнического факультета, незадолго до этого переведенного в созданный Харьковский институт радиоэлектроники. Осталась также в ХПИ работавшая на радиофакультете научно-исследовательская лаборатория, занимавшаяся изучением ионосферы – НИЛ РЭ, которую возглавлял доцент кандидат физико-математических наук В.И.Таран. Он же был назначен заведующим новой кафедрой.

В штат вошли доценты кандидаты технических наук В.А.Бубнов, Л.Г.Писаревский, И.М.Гук, старшие преподаватели А.М.Капустян, Ю.И.Бутрим, Б.Д.Куприн, ассистенты Е.М.Душина, В.Д. Приходько, Ю.В. Козин, Н.Ф.Овсянников и инженер по учебному процессу С.С.Сухопаров.

Кафедре выделили 800 кв.метров площади в радиотехническом корпусе.

Кафедра в ограниченные сроки провела большую организационную и методическую работу по подготовке учебного процесса в новых условиях: за факультетами и дисциплинами закрепили преподавателей, разработали и согласовали с факультетами рабочие планы, подготовили лекционные курсы, обеспечили методически и материально лабораторный практикум. Особенность рабочих планов состояла в том, что они предусматривали в курсах прикладной раздел, освещающий использование электронных устройств и методов в конкретной отрасли. Это потребовало от преподавателей самосовершенствования в той области техники, специалистов которой готовит факультет.

Особенность постановки лабораторного практикума состояла в том, что, на основании опыта радиотехнического факультета, был использован фронтальный метод проведения, когда, прослушав раздел курса, вся группа на нескольких одинаковых макетах отрабатывала одну и ту же работу, посвященную этому разделу. Хотя метод требовал многократного дублирования макетов, но, как показал опыт, методические достоинства способа с лихвой окупали затраты. Необходимо отметить большую помощь оказанную кафедре руководством НИЛ РЭ, передавшей в учебный процесс достаточное количество современной измерительной аппаратуры и материалов. Впоследствии содружество кафедры и НИЛ РЭ (преобразованной впоследствии в НИЛИ, ОКБ РЭ и, наконец, в Институт ионосферы) продолжало успешно развиваться, что, в конце концов, привело к их организационному объединению в учебно-научный комплекс «Ионосфера».

Одним из направлений работы кафедры стало внедрение в учебный процесс технических средств обучения, расширяющих методические возможности преподавания. Силами кафедры был разработан проект и выполнены работы по оборудованию лекционной аудитории №12 радиокорпуса кинодиапроекционными и телевизионными устройствами и усилением речи лектора. В работе аудитории использовались до сотни изготовленных на кафедре цветных слайдов, 5 электронных устройств для телевизионной демонстрации процессов в схемах и несколько профессиональных учебных 16-ти миллиметровых звуковых фильмов.

В связи с потребностью народного хозяйства в 1989 г. кафедра изменила статус общетехнической на профилирующую, приступив к набору, подготовке и выпуску одной группы инженеров-радиофизиков. Это вновь потребовало существенной перестройки работы, вызванной значительным увеличением количества курсов, их фундаментальностью и объемом, значительным усложнением лабораторного практикума, введением новых видов учебного процесса, как-то производственных практик, курсового и дипломного проектирования, организации выпуска бакалавров, специалистов и магистров, а также работа по привлечению абитуриентов на специальность.

Большое внимание кафедра уделила развитию практических навыков будущих инженеров. Значительную роль в этом деле сыграло проведение лабораторного практикума на устройствах, смонтированных студентами в ходе лабораторной работы, а также внедрение, так называемого, игрового курсового проектирования, при котором постановка задачи, составление плана ее выполнения, расчетная реализация задачи, макетирование рассчитанного устройства и снятие его характеристик были максимально приближены к этим процессам в промышленности. Методику проведения этого вида занятий, методические указания к ним, стандартные макетницы и оборудование рабочих мест для сборки схем и их исследования подготовили доц. Бубнов В.А., ст.пр. Бутрим Ю.И., инж. Гуртовая Е.П., инж. Авдеева Г.В., инж. Соколова И.В.

Компьютеризация учебного процесса на кафедре началась в 1986 г. с приобретения на первых порах десяти бытовых ПЭВМ «Львов», использующих в качестве периферии магнитофоны и телевизоры. Использование даже таких устройств в то время было оправдано, так как способствовало накоплению опыта в организации нового вида учебного процесса и составлении учебных компьютерных программ. К настоящему времени в учебном процессе используются более семи десятков демонстрационных, лабораторных, треннинговых, контролирующих учебных программ, составленных сотрудниками кафедры, а парк ЭВМ состоит из 12 достаточно современных машин, позволяющих использовать не только собственные, но и серьезные лицензированные профессиональные программы, а также колоссальный объем информации из Интернета и телевидения. Компьютеризация позволила получить электронные варианты конспектов лекций и других методических материалов, сократить время на рутинную расчетную и графическую работу, дополнить традиционный лабораторный практикум виртуальными работами.

С изменением статуса кафедры увеличился штат педагогического и учебно-вспомогательного персонала. Большую роль в перестройке учебного процесса сыграл учебно-научный комплекс «Ионосфера», тесно связавший учебный процесс с научно-исследовательской работой. Привлечение в учебный процесс научных кадров Института ионосферы, повышение квалификации преподавателей путем стажировки в этом институте, использование в практической работе студентов его уникального исследовательского комплекса в г. Змиеве, разработка в дипломных проектах вопросов, вытекающих из научной тематики института, позволили существенно повысить уровень подготовки выпускников кафедры, первый выпуск которых состоялся в 1994. г.

В 2008 г. кафедру возглавил профессор д.т.н. И.Ф.Домнин.

В 2009 г. кафедра приступила к подготовке инженеров-системотехников по направлению подготовки «Компьютерная инженерия» по специальности «Специализированные компьютерные системы» на факультете «Автоматика и приборостроение», а в 2010 г. к подготовке специалистов по этой же специальности на немецком техническом факультете.