Издательское дело и техническое редактирование

Ответственный лектор

Азаренков Владимир Ильич

1. Введение

1.1. Предмет учебной дисциплины, ее научные и методические основы, цель преподавания и задачи дисциплины.

Предметом дисциплины являются современное издательское дело, редактирование и корректура.
Научной основой изучения дисциплины является содержание научных литературных источников, опубликованных различными изданиями, законы и стандарты Украины по издательскому делу, корректуре и редактированию.

Методологической основой преподавания дисциплины является общее педагогические методы, построенные на репродуктивно-аналитическом усвоении теоретического материала полученного во время лекций, в течение лабораторных и практических занятий вместе с самостоятельной работой студента.

Целью преподавания дисциплины является дать студенту знания и навыки анализа состояния и организации издательского и редакторского дела, представление о масштабах мирового и отечественного издательского дела на современном этапе, динамике развития выпуска изданий (количестве книг и брошюр, печатных средств массовой информации, а также электронных изданий, в том числе сетевых, а также о тиражах этих видов изданий), программном обеспечении и средствах технического редактирования.

1.2. Что студент должен знать, уметь и с чем должен быть ознакомлен в результате изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: современные корректорские процессы и редактирование как вид профессиональной деятельности и как составляющая редакционно-издательского процесса; специфику работы редакторов, что вытекает из особенностей различных типов и видов изданий, а также свойств произведений различных видов литературы; особенности работы корректора; виды корректур, общие правила чтения корректур; формы и методы работы редактора над формированием издания, начиная с разработки его концепции и модели и заканчивая отбором произведений, работой с автором; отдельные элементы издания (текст, иллюстрации, аппарат) и методики работы над изданием в целом; критерии редакторской оценки различных элементов издания; организационные формы и методы работы редактора на отдельных этапах редакционно-издательского процесса.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь: применять на практике знания технического, литературного и художественного редактирования; использовать корректурные знаки для корректуры различных типов изданий; работать с современным программным обеспечением и техническими средствами, обеспечивающими редактирование документов.

1.3. Организационно-методические указания по организации и методики проведения всех видов учебных занятий, организации и выполнения индивидуальных заданий.

Конспект лекций, методические указания к лабораторным работам, методические указания к самостоятельным работам, рекомендованная литература.

1.4. Система контроля качества обучения студентов.

Контроль качества обучения студентов осуществляется проведением текущего контроля, сдачей выполненных лабораторных работ и заданий, зачета.

1.5. Организация самостоятельной работы.

Для организации самостоятельной работы студентов выделяется время для использования вычислительной техники. Во время самостоятельной работы студенты изучают предусмотренные для самостоятельной работы теоретический материал, исследуют предложенные модели и материал, решают задачи, выполняют лабораторные работы, готовят отчеты.

2. Содержание дисциплины

Тема 1. Современное издательское дело. Масштабы современного мирового книгоиздания

Тема 2. Стандарты в издательском деле. Книга, журнал, газета как объект издательской деятельности

Тема 3. Профессиональные газеты и журналы издателей. Интернет-сайты издателей

Тема 4. Введение в редактирование и корректуру. Сущность и содержание редактирования

Тема 5. Редакторская подготовка изданий. Редакционно-издательский процесс

Тема 6. Редактирование как вид профессиональной деятельности и как составляющая редакционно-издательского процесса

Тема 7. Подготовка сложных изданий в системе LATEX

Тема 8. Редактирование газетно-журнальных и рекламных изданий

тема 9. Редактирование научных, научно-популярных и справочных изданий

Тема 10. Редакторская подготовка учебных и художественных изданий

Тема 11. Издания для детей

Тема 12. Работа редактора над детскими изданиями

Тема 13. Редактирование текстов с помощью компьютерных программ

Тема 14. Особенности редактирования электронных изданий

Тема 15. Издательская корректура