Ляшенко Н .А., Мындра А.А. Типы национальной идентичности

Типы национальной идентичности и факторы, влияющие на неё.

Ляшенко Н .А., Мындра А. А., Харьков, Украина

Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Слово “идентичность” – «Identity» буквально переводится на русский как «полное сходство», «совпадение», “тождественность”, Т.е. способность личности задавать себе самоиндефикационный вопрос – «кто я», дающий внутреннее обоснование приравнивания себя к членам той или иной групп

Важнейшая функция любой группы живых существ – повышение шансов на выживание ее членов. В обществе группа стремится повысить шансы на достойное существование её членов. В свою очередь, любая группа, обретая способность к самосохранению, “стремится” продлить свое существование, для чего путем отбора формирует определенную меру групповой однородности (идентичности). В обществе групповая идентичность формируется с помощью механизмов культуры, в частности, процессов аккультурации, социализации и т.п. Определенная мера культурной идентичности позволяет группе сохраниться.

Нация в качестве конкретной большой группы призвана обеспечить своим членам достойное существование. Она объединяет различные социально-классовые, демографические, профессиональные и территориальные группы в единую общность. Сформированная нация противодействует расколу общества, обеспечивая его единство. Формирование нации и её сохранение неразрывно связано с определённой мерой национальной идентичности у её членов, с чувством единства и солидарности с её представителями, устойчивыми взглядами на историю и место своего общества в мире, чувством патриотизма. Мера национальной идентичности – не постоянная величина. Её уменьшение свидетельствует о неудовлетворенности людей сложившимися социальными отношениями, о нарастании конфликтов и институциональных дисфункций в важнейших сферах жизни. Именно поэтому необходим анализ распространенности различных типов национальной идентичности в обществе и факторов, влияющих на неё.

Согласно П. Сорокину, нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.[1]

Используя работы Э. Эриксона, Дж. Маккей и Ф. Льюиса мы выделили следующие виды возможной национальной идентичности:

1) диффузную идентичность – несформированная, неопределенная минимальная идентичности с нацией. Примерами этого могут быть лица без осознания определенного гражданства, “люди мира”, проживающие в разных странах длительные периоды времени, либо эмигранты, недавно приехавшие в страну но не осознающие своего единства с новым “чужим народом”, который должен стать своим;

2) негативная, критичная идентичность – приписывающая своей группе качества, оцениваемые как негативные (бравирование негативными качествами, самообвинение, стеснение за национальную принадлежность за границей). Такая идентичность препятствует социальной адаптации и успеху в социализации. Негативная идентичность возникает не из реальных качеств группы, а из нищенства, бесправия, чувства несправедливости и неудовлетворенностью жизни, за этим следует снижение социальной активности, возможны агрессия и эскапизм;

3) отказ от идентичности – нежелание принадлежать данной группе и отстаивать её интересы – часто сопровождается мечтой эмигрировать. Негативная идентичность возникает с негативной оценкой группы, с неудовлетворенностью своей жизнью, как правило, связанной с материальным неблагополучием и неверием в свои способности что-то поменять здесь. Такие люди могут проявлять высокую активность (трудовую, научную, образовательную, семейную…) в реализации планов по эмиграции;

Распространение второго и третьего типа идентичности приводит к разрушению групповой и социальной идентичности, подменяет систему социальных ценностей личными (в первую очередь выгода, деньги, известность), все сводится к сегодняшним личным потребностям. Этот процесс сопровождается:

– распадом социальной группы;

– разрывом традиционных связей между людьми;

– потерей индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности (нет связей, нет и обязательств);

– изменением и даже извращением этических, правовых, эстетических, семейных, религиозных и иных общечеловеческих норм и ценностей (нет преемственности, стыда, долга);

– превращением людей в духовных и социальных люмпенов (нечего терять, кроме личных интересов).

4) маргинальная этничность – осознание своей принадлежности к группе, её интересов, но в силу территориальной изоляции (жизнь за пределами страны в инокультурной среде), не принимают участие в жизни группы и взаимодействии с её членами;

5) умеренная идентичность – осознание своей принадлежности к группе, её интересов, общности культуры, истории, но низкая активность в отстаивании её интересов, перспектив развития;

6) максимальная идентичность – активное участие в жизни своей нации, в обеспечении её политических, культурных, экономических интересов.

Нация – социальная общность, которая складывается не только благодаря формальным признакам (государству, языку, территории), но и отличается развитым коллективным сознанием. Она “осознаёт” свои потребности и интересы, способна защищать их и отстаивать. Государство – это орудие отстаивания национальных интересов, а нация – первооснова, фундамент для построения современных демократических государств.

Для успешного развития нации необходимо знать факторы, которые ослабляют или усиливают национальную идентичность. Их можно разделить на специфические для Украины и универсальные, всеобщие для всех стран мира. К специфическим факторам, ослабляющим национальную идентичность можно отнести: обнищание населения, оцениваемое как несправедливое; рост социального неравенства; снижение социальной защищенности; недоверие к власти, правовой нигилизм; неоднозначная трактовка исторического прошлого и перспектив будущего разными регионами; религиозная неоднородность; увеличение миграции; рост индивидуализма и потребительских ориентаций; ослабление и формализация патриотического и трудового воспитания.

Универсальными факторами является глобализация и изменения в культуре постмодерна. Ослаблению национальной идентичности способствует глобализация, которая делает прозрачными границы между народами и государствами, ставит под вопрос прежнюю роль национального государства и связанную с ним национальную составляющую идентичности. С другой стороны, та же самая глобализация, способствуя сближению и интеграции различных социальных и этнических общностей, усиливает потребность в определении своей культурной и цивилизационной идентичности. На это обстоятельство, в частности, указывал С.Хантингтон: «Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации». [2]

В условиях информационной открытости всего мира, повсеместной доступности СМИ, прежде всего телевизионных, появляется широкая возможность выбора, что бросает вызов как отдельным индивидам, так и целым национальным сообществам. В числе последних оказывается и национальное государство, культурное ядро которого размывается. Его подменяют глобально узнаваемые символы, которые рождает общее пространство информации и коммуникаций. Подъем национализма во всем мире, включая развитые страны Запада, оказывается одним из ответов на вызовы культурного глобализма через утверждение «осязаемых» этнокультурных ориентиров идентичности.

Таким образом, глобализация стремится перемолоть национальную идентичность, она хочет ее растворить в глобальных процессах экономизации, демократизации, информатизации, культурной стандартизации и ценностной универсализации. Национальная идентичность отвечает на этот вызов глобализации подъемом национализма в рамках национальных сообществ, а также дроблением этих сообществ на более мелкие, т.е. субнациональные. По мысли Р.Робертсона и Х.Хондкера[3], современная глобализация задает глобальную рамку, в которой цивилизации, регионы, национальные государства, этнические сообщества получают возможность реконструировать свою историю и идентичность.

В заключение следует также отметить, что национальная идентичность в современном мире размывается не только процессами глобализации, но и мощнейшим натиском постмодернистской культуры. Утверждая «плюрализм смыслов», равнозначность (а следовательно, сомнительность) морально-нравственных ценностей, осмеивая национальные традиции, ставя под вопрос христианские и гуманистические идеи эпохи Просвещения, наконец, торжественно провозглашая конец проекта «Человек» и конец самой Всемирной истории, Постмодерн по существу пытается выхолостить национальную идентичность, убить ее содержание, вообще снять вопрос об идентичности с повестки дня. В этом смысле Постмодерн – самый лютый враг национальной идентичности. При этом глобализация, будучи как говорилось выше, противницей, борется против идентичности на стороне Постмодерна. Пример того, как Постмодерн разваливает национальную идентичность, приводит профессор Палермитанского университета  К.Баймонте: «Культура отечества, если брать ее не в узко идеологическом смысле, а как прагматическое желание соотнестись с некоей единой констелляцией интересов, в нашей стране находится в бегах. Итальянская идентичность может быть футбольной, туристической, пляжной, гастрономической, «плейбольной» и т.д., но она останется отсоединенной от защиты общих интересов, от возможности получить легитимацию через самоотнесение с национальным коллективом». [4]

 

1. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. / В кн.: О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.– С.463–490.

Comments are closed.