Дуальное образование

На кафедре программной инженерии и информационных технологий управления НТУ «ХПИ» реализуется новая образовательная концепция – дуальный подход к образованию. Эта программа направлена на максимальное сближение студента, вуза и работодателей. Студенты получают возможность абсолютно легально совмещать учебу и работу – получать необходимые теоретические знания и работать в ІТ-фирме по выбранному профилю.

Заведующий кафедрой, проф., д.т.н. М.Д. Годлевский в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко представляет опыт внедрения дуального подхода к образованию на кафедре ПИИТУ НТУ «ХПИ».

Суть дуального подхода заключается в такой организации учебного процесса в магистратуре, когда фундаментальная теоретическая подготовка осуществляется на базе кафедры, а практическая часть реализуется в рамках рабочего процесса на предприятиях ІТ-отрасли. Процесс обучения организован таким образом, что студенты кафедры посещают первые пары и занимаются по субботам, а в остальное время – работают на условиях полной занятости в ІТ-компании либо занимаются внутренними проектами. Такой подход к обучению полностью оправдал себя в европейских странах, а его реализация на нашей кафедре решает следующие актуальные задачи:
— адаптация профессиональных знаний, умений, навыков выпускников к быстро меняющимся условиям рынка труда;
— улучшение практической подготовки студентов старших курсов;
— подготовка специалистов, которые соответствуют квалификационным требованиям работодателей и профессиональным стандартам;
— подтверждение конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

Для реализации дуального подхода на кафедре предприняты следующие шаги:
— разработаны новые учебные планы;
— изменен график учебного процесса;
— введен новый формат дипломного проектирования;
— внедрены инновационные технологии обучения;
— созданы условия для успешного совмещения учебы и работы.

Преподаватели кафедры ПИИТУ обсуждают дуальный подход к образованию

Дуальный подход к обучению на кафедре ПИИТУ помогает студентам эффективно соединить успешную учебу и продуктивную работу, предполагает следующие результаты:
— совмещение получения теоретических знаний с практическим опытом работы;
— сокращение времени адаптации в условиях современного рынка труда на 2-3 года;
— наличие у выпускника официального стажа работы, необходимого для дальнейшего профессионального роста.

В то же время, реализация дуального подхода предусматривает следующие преимущества для ІТ-компаний:
— возможность влиять на учебный процесс для подготовки специалиста с теми знаниями, умениями и компетенциями, которые востребованы в сегодняшних условиях;
— возможность развития фирмы (выполнение новых проектов) за счет наличия квалифицированного персонала.

Что касается образовательной системы в целом, использование данного подхода открывает для украинских вузов следующие возможности:
— доступ к оперативной информации о текущем состоянии рабочих процессов на фирмах ІТ-отрасли;
— повышение качества образования за счет оперативной коррекции учебных программ.