История и современность кафедры

История и современность кафедры:

До 1920 г. в Харьковском Технологическом Институте (ХТИ), настоящем НТУ «ХПИ», было только два факультета — механический и химический. За 20 лет до образования кафедры двигателей внутреннего сгорания, в 1910 г. на механическом факультете приступили к чтению курсов по ДВС. По данным Государственного архива Харьковской области предмет ДВС и проектирование ДВС на протяжении 1910-1913 гг. читал граф Дорер.

Специальность «ДВС» в Харьковском технологическом институте была организована в 1918.

У истоков этой специальности, а позже и кафедры ДВС, в Харьковском техническом институте стоял Василий Трофимович Цветков (1887 — 1954 гг.).

dvs_h1

Василий Трофимович Цветков

Первый выпуск моторостроителей состоялся в 1922 р.

foto005

Выпуск специалистов с ДВС ХТИ 1924г.
(Первый ряд, слева направо — Саленков С.В. (позже директор ХТЗ), Майер Я.М., Цветков В.Т., Проскура Г.Ф. (академик АН УССР), Беликов А.А.)

 

В.Т. Цветков с отличием окончил этот институт в 1911 г. и в 1932 г. работал на Харьковском паровозостроительном заводе. К 1914 г. занимал должность конструктора по двигателям внутреннего сгорания в конструкторском бюро тепловых двигателей, где спроектировал первый в России мощный двухтактный двигатель Дизеля мощностью 900 л.с. С 1914 по 1920 г. В.Т. Цветков был помощником начальника цеха. Под его руководством закончена доводка мощных газовых двигателей для металлургии по 3500 л.с., а также первых в России быстроходных двухтактных дизелей для подводных лодок. В 1920 — 1928 гг. он служил помощником главного инженера и начальником машиностроительного отдела завода, управляя созданием серии нефтяных двигателей. С 1928 по 1932 гг. Был техническим директором завода. На этом посту полностью раскрылся огромный талант В.Т. Цветкова, как конструктора-организатора: под его непосредственным руководством были спроектированы и пущены в серийное производство трактор «Коммунар», первые советские танки и др. Одновременно с творческой деятельностью в промышленности В.Т. Цветков принимает самое активное участие в подготовке специалистов по ДВС в стенах ХТИ. С 1921 г. он — заведующий кафедрой тепловых двигателей. В 1922 г. издает книгу «Теория двухтактных двигателей», в которой впервые предложена теория продувки. В 1925 г. он утвержден в звании профессора.

По инициативе В.Т. Цветкова в ноябре 1929г. в ХТИ была создана лаборатория ДВС, которую к апрелю 1931 г. возглавлял профессор Я.М. Майер (ученик В.Т. Цветкова, защитил дипломный проект в 1924 г. под его руководством). 19 июля 1930 г. в Харьковском механико-машиностроительном институте (ХММИ) создается кафедра ДВС во главе с В.Т. Цветковым, перешедшим на работу в институт.

Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» была основана согласно приказу по Харьковскому механико-машиностроительному институту от 19.07.1930 г. Далее приведены фрагменты копии приказа:

1
2
3
4
5

Наказ №15

по Харківському Механіко Машинобудівному Інституту від 19.07.1930р.

§1

При машинобудівельному інституті організувати такі кафедри та призначити завідувачів кафедрами.

10) Двигуни внутрішнього горіння. пр. Цветков

При механіко машинобудівельному інституті організувати такі спеціальності та призначити зав. спеціальностями.

г) Двигуни внутрішнього горіння. пр. Майер.

foto007

Первая всеукраинская конференция по тяжелым ДВС
Харьков 1931г.

Под руководством В.Т. Цветкова в 1932 — 1934 гг. Была построена новая лаборатория ДВС, ставшая одной из лучших лабораторий этого профиля в высших учебных заведениях страны. После создания этой лаборатории коллектив кафедры активно включился в индустриализацию г. Харькова и Украины, проводя большую учебную, исследовательскую и опытно-конструкторскую работу в тесной связи с Харьковским заводами ХПЗ и ХТЗ, с Коломенским тепловозостроительным заводом и др.

В 1940 г. В.Т. Цветкову присуждена ученая степень доктора технических наук.

Одновременно с 1930 по 1941 гг. он работал в ХАИ заведующим кафедрой авиационных двигателей и деканом авиамоторного факультета. В 1940 г. назначен заместителем директора ХММИ по научной и учебной работе.

Замечательный инженер — практик моторостроения, крупный ученый двигателестроитель, выдающийся педагог и организатор В.Т. Цветков создал богатые традиции, которые всегда были и остаются основой подготовки высококвалифицированных специалистов по двигателям внутреннего сгорания.

В этот период В.Т. Цветков привлек к работе на кафедре многих молодых, талантливых ученых и инженеров. Среди них — Николай Матвеевич Глаголев, который впоследствии стал выдающимся ученым в теории ДВС; Алексей Александрович Воронкин, непосредственно руководил исследованиями и проектными работами по созданию мощных двухтактных судовых быстроходных дизелей; Я.Е. Вихман и К.Р. Челпан — создатели дизеля В-2 для легендарного танка Т-34, лучшего на полях Второй мировой войны. На кафедру приходят также В. А. Константинов, Ю.Б. Моргулис и др.

foto006

Колектив кафедры — 1946 г.

С 1954 по 1970 год кафедрой заведовал профессор, доктор технических наук Николай Матвеевич Глаголев. Видный ученый и специалист в области теории и конструирования двигателей внутреннего сгорания. Ученик проф. Цветкова В.Т.

dvs_h2

Николай Матвеевич Глаголев

Разработал и предложил новый тип высокоэкономичного тепловозного дизеля, получивший название Д-70, и сегодня по своим технико-экономическим показателям находится на уровне мировых образцов. Он приложил значительные усилия к развитию научной школы двигателестроения Харькова, и признанию ее как в стране, так и за рубежом. Н.М. Глаголев продолжил развитие научно-исследовательской лаборатории кафедры ДВС, были созданы уникальные экспериментальные установки. По его инициативе создается учебный моторный класс.

Защитил докторскую диссертацию в 1949 году. Тема диссертации «Новый метод расчета рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания». Эта работа, как и многие другие научные работы, получила высокую оценку специалистов. В 1950 году Н.М. Глаголеву присвоено звание профессора. Его научную школу прошли многие выдающиеся двигателестроители. Большое внимание он уделял совершенствованию методики обучения студентов специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

Подготовил 30 диссертантов. Опубликовал 11 книг: «Рабочие процессы ДВС» (1950 г.), «Тепловозные двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины» (1973 р.) и др., всего более 100 научных трудов. Многие из них переведены на иностранные языки.

За особые заслуги в деле подготовки высококвалифицированных кадров и научные достижения награжден орденом Ленина.

С 1970 по 2001 год кафедрой заведовал Заслуженный деятель науки УССР, лауреат Награды Ярослава Мудрого Академии наук Высшей школы Украины, Лауреат государственной премии в области науки и техники 2008 года, академик, профессор, доктор технических наук, Анатолий Федорович Шеховцов.

dvs_h3

Анатолий Федорович Шеховцов

Известный ученый и специалист в области двигателей внутреннего сгорания, талантливый педагог. Проводил активную работу по расширению творческих связей кафедры с отечественными и зарубежными вузами и научными учреждениями. Является основателем новых научных направлений в деятельности кафедры, таких как исследования длительной прочности деталей камер сгорания, и оптимизация теплообмена.

Им разработана и воплощена в жизнь концепция по развитию специальности до 2010 года, в основу которой положены современные требования к развитию высшей школы Украины. При его участии в учебном процессе задействованы современные информационные технологии, прогрессивные методы решения инженерных задач с использованием САПР и активных методов обучения.

В 1979 году А.Ф. Щеховцов защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование нестационарных тепловых режимов поршней перспективных тракторных дизелей».

За свою многолетнюю творческую работу подготовил 18 кандидатов и 5 докторов технических наук. Издал более 300 научных работ, в том числе 3 монографии, более 10 учебных пособий, получил 60 свидетельств на изобретения. Благодаря его идеям, авторской участия и организационным усилиям в 2004г. Вышли в свет 6 учебников для подготовки специалистов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» с грифом МОН Украины, которые в 2008 году получили Государственную премию Украины.

Заслуженный деятель науки Украины. Награжден Наградой Ярослава Мудрого АН высшей школы Украины, его заслуги отмечены стипендией Президента Украины.

С 2001 года по 2016 год кафедрой возглавлял Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Награды Ярослава Мудрого Академии наук Высшей школы Украины, Лауреат государственной премии в области науки и техники 2008 года, профессор, доктор технических наук, проректор университета по научной работе — Андрей Петрович Марченко.

M

Андрей Петрович Марченко

Научные и практические разработки А.П. Марченко были положены в основу технического проекта тепловозного дизеля Д-80. Его научные и практические разработки связаны с фундаментальными и прикладными исследованиями в области рабочих процессов, процессов смесеобразования и сгорания перспективных отечественных автотракторных двигателей, в том числе и при конвертации их на альтернативные топлива, исследованиями по созданию корундового слоя на поверхностях поршней.

Профессор А.П. Марченко является инициатором заключения ряда важных международных договоров с ведущими университетами и предприятиями моторостроительной отрасли.

В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему «Термодинамические основы повышения топливной экономичности транспортных дизелей за счет утилизации теплоты, которая сбрасывается». Издал 3 монографии, опубликовал более 190 статей, получил 43 свидетельства на изобретения, подготовил 5 методических пособий. Благодаря его усилиям, авторского участия и учебно-методическим мероприятиям в 2004г. вышли в свет 6 учебников для подготовки специалистов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» с грифом МОН Украины, которые в 2008 году получили Государственную премию Украины. Подготовил 8 кандидатов наук.

Проректор НТУ «ХПІ» з наукової роботи. Заступник голови Ради проректорів з наукової роботи України. Заслужений діяч науки й техніки України. Нагороджено Нагородою Ярослава Мудрого Академії наук вищої школи України.

С 2016 г. кафедру возглавляет Пылевой Владимир Александрович — профессор, доктор технических наук. Лауреат государственной премии 2008 года в области науки и техники.

Владимир Александрович Пылев

Выпускниками кафедры являются выдающиеся ученые, крупные специалисты-практики, талантливые педагоги. Генеральные конструкторы в области двигателестроения, руководители передовых конструкторских бюро, крупных предприятий, фирм — практически во всех странах ближнего и дальнего зарубежья работают и держат высокую марку ХПИ выпускники-двигателестроители.