Курс «Физика»

физика

Программа по физике

Физика как наука играет важную роль во многих аспектах жизнедеятельности человека: общественных, моральных и экономических. Опираясь на физические законы можно отразить многие существенные особенности процессов , происходящих в обществе , которое постоянно меняется. Именно физика позволяет выработать системное мышление. Она формирует целостное представление о мире, развивает аналитическое эмоционально-образное мышление и формирует научное мировоззрение, дает базовые знания для изучения специальных дисциплин и прививает навыки пользования современными экспериментальными и теоретическими методами исследования природы, а также развивает творческие способности специалиста. Именно физика формирует общеестественное мировоззрение, которое необходимо образованному человеку.

Исходными положениями обучения физике студентов—иностранцев подготовительного этапа обучения являются:

  • направленность содержания и организации учебно-воспитательного процесса на интернациональную и общечеловеческую культуру;
  • отказ от идеологизации учебно-воспитательного процесса;
  • профессиональная дифференциация, т.е. организация учебного процесса в соответствии с выбором студентами будущей профессии;
  • главным принципом обучения – принцип коммуникативности.

Главной педагогической целью обучения студентов ФМО является овладение коммуникативной компетенцией (набор знаний, умений и навыков, которые позволяют решать коммуникативные задачи в реальных ситуациях общения). Итак, педагогической целью обучения физике студентов на ФМО является готовность выпускников подготовительного факультета к основным видам деятельности, обеспечивающих эффективную социально-познавательную адаптацию к условиям обучения в высшей школе и умение решать коммуникативные задачи в профессиональной сфере общения.

Задачами обучения физике студентов-иностранцев являются:

  • овладение студентами-иностранцами терминологической лексикой, через ее семантизацию средствами украинского и русского языков с опорой на предыдущий опыт, полученный в процессе обучения на родном языке;
  • вербализация знаний средствами украинского и русского языков, т.е. умение правильного построения и выражения мысли.

Отбор содержания, структуры и логики курса физики для студентов-иностранцев ПФ проводился согласно требованиям, предъявляемым к выпускникам средней общеобразовательной школы и абитуриентов высшей школы Украины. За основные нормативные документы взяты типовые программы по физике для общеобразовательной школы, которые разработаны и приспособлены к новой структуре школ и базируются на других типовых нормативных документах о среднем образовании.

Профессиональная дифференциация осуществляется обучением студентов по разным учебным планам. Профессиональная дифференциация заключается в том, что различные по профилю учебные группы изучают курс физики, который отличается не только количеством учебного времени, но и:

  • глубиной изложения материала;
  • перечнем и объемом разделов, тем и вопросов, относящихся к программе данного курса;
  • требованиями к знаниям и умениям студентов.

Для каждого профиля обучения избрано ядро основных и вспомогательных профильных знаний и умений, которые должны быть усвоены студентами. На основе этого и составляется календарно-тематический план курса физики по выбранной специальности.

Особое внимание обращено на учебный физический эксперимент, который является весомой органической частью курса физики и одновременно важным методом обучения.

 

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА:

  • верно оформлять высказывания;
  • читать текст (осмысленно);
  • находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные в задачах;
  • конспектировать учебный материал в процессе самостоятельной работы;
  • применять полученные знания при анализе физических явлений и решения количественных, качественных и экспериментальных задач;
  • работать с графиками и таблицами.
  • знать и понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов;
  • – описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов;
  • приводит примеры практического использования физических знаний;
  • отличать гипотезы от научной теории;
  • делать выводы на основе эксперимента;
  • применять полученные знания при решении физических задач;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ЗНАНИЯ ВЫПУСКНИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА:

ЗНАНИЯ О ЯВЛЕНИИ

  • внешние признаки явления;
  • условия, при которых протекает явление;
  • суть явления и механизм его протекания, т.е. необходимо объяснение явления на основе современных научных теорий;
  • определение явления;
  • связь данного явления с другими;
  • количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами и формулами, которые выражают эту связь);
  • использование явления в практике;
  • средства предупреждения вредного воздействия явления.

 ЗНАНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ

  • какое явление и свойство материальных объектов характеризует данная величина;
  • определение величины;
  • определяющую формулу (т.е. формулу, которая выражает связь данной величины с другими);
  • характер этой величины (скалярная или векторная);
  • единицы измерения этой величины;
  • способы измерения величины.

 ЗНАНИЯ О ЗАКОНЕ

  • между какими явлениями (процессами) или величинами закон выражает связь;
  • формулировка закона;
  • математическое выражение закона;
  • опыты, подтверждающие справедливость закона;
  • использование закона на практике;
  • рамки применения закона.

 ЗНАНИЯ О ТЕОРИИ

  • исследовательские факты, являющиеся основой для построения теории (эмпирический базис теории);
  • основные положения (принципы) теории;
  • математический аппарат теории (основные уравнения);
  • круг явлений, которые объясняются данной теорией.

 ЗНАНИЯ О ПРИБОРЕ

  • назначение прибора;
  • принцип действия прибора;
  • схема прибора (основные узлы и их взаимодействие);
  • правила использования прибора;
  • области применения прибора.

 ЗНАНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

  •  назначения (цель осуществления) процесса;
  • какие явления и законы положены в основу технологического процесса;
  • основная постоянная технологического процесса (схема процесса);
  • экологические требования к технологическому процессу.

 

Студент-иностранец должен быть ознакомлен с:

– использованием математических методов решения прикладных заданий.

Изучение дисциплины организовано в соответствии с учебной и рабочей программами.

Системой контроля качества обучения физики является комплекс лабораторных работ, тестирование, индивидуальные задания, контрольные работы, экзамен.

Для организации самостоятельной работы студентов-иностранцев рекомендовано использовать дополнительную литературу и учебные пособия, разработанные преподавателями кафедры естественных наук, которые содержат теоретический материал курса и примеры решения основных типовых заданий и практический материал, необходимый для выполнения заданий.

 Межпредметные связи физики:

Во время обучения студентов-иностранцев физике на неродном языке учитывают уровень знания языка обучения, используют адаптированные для студентов-иностранцев методическое обеспечение.

Особенности конкретного профиля обучения (инженерно-технический, медико-биологический) требуют включения в курс физики дополнительных вопросов, которые объясняют суть химических, биологических, агробиологических и других процессов, и направлены на решение практических вопросов в различных областях деятельности.

Добавить комментарий