16 апреля 1885 года на основании рекомендаций Правительственной комиссии, возглавляемой выдающимся учёным в области подъёмных машин, профессором Санкт-Петербургского практического технологичного института Вышнеградским И.О., Указом царского правительства открыт Харьковский практический технологический институт.
С 1888 года в Харьковском практическом технологическом институте профессором Тиром В.Э. читается курс «Теория и устройство подъёмных машин».
В 1929 г. в Харьковском технологическом институте под руководством профессора Тамарина Д.Н. основана кафедра «Подъёмно-транспортные машины и оборудование», которой он руководил на протяжении 30-ти лет.
В годы Великой Отечественной войны кафедрой заведовал проф. Жермунский Б.И.
Профессор Гайдамака В.Ф., декан машиностроительного факультета, заведовал кафедрой до 1976 г.
Профессор Григоров О.В., председатель секции «Подъёмно-транспортные машины» Научно-методической комиссии по инженерной механике при Министерстве образования Украины, первый вице-президент Подъёмно-транспортной академии наук Украины заведовал кафедрой до 2017 г.
В настоящее время кафедра располагает современной материально-технической базой, включающей экспериментально-исследовательскую и учебные лаборатории, мультимедийный класс и вычислительный центр, на базе которых ведётся подготовка бакалавров и магистров по специальностям и специализациям:
- 131.Прикладная механика «Инженерия логистических систем»;
- 133.Отраслевое машиностроение «Подъёмно-транспортные, дорожные, строительные, мелиоративные машины и оборудование».
За годы независимости Украины существенно изменилась структура трудоустройства выпускников. Сегодня свыше 20% выпускников кафедры работает на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья: Германия, Канада, Израиль, Польша, Эстония, Китай, Россия, Беларусь, Туркменистан. Это весомый показатель ответственности кафедры за подготовку кадров, готовых к вызовам рыночной экономики.
В основу практической подготовки положены мировые тенденции на рынке труда, в первую очередь, «индекс инноваций», характеризующий уровень взаимодействия науки и бизнеса, а также внедрение перспективных разработок с переходом на более высокий уровень инноваций – «стратегии конкурентоспособности». «Нам нужно уходить от мудреца на сцене к гиду, стоящему в стороне», – знаменитые слова Мюррей Гел-Манн, Лауреата Нобелевской премии по физике (Э.Ф. Кроули, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем «Переосмысливание инженерного образования. Подход СDIO (Сonceiving, Designing, Implementing and Operating)», требуют в рамках действующих планов, стандартов и программ новых подходов в инженерном образовании, направленных, в первую очередь, на повышение доли активного и практического обучения.
На кафедре внедряется практика «производственного марафона» для студентов первого и четвертого курсов, при котором минимум раз в неделю проводятся производственные тематические экскурсии на ведущих предприятиях региона, позволяющие устранить или минимизировать издержки современного инженерного образования:
- непропорционально низкая и постоянно уменьшающаяся экономическая отдача от инженерных кадров;
- ограниченное и формальное обучение, низкий уровень в базовых технических областях и инженерных навыках;
- недостаточное понимание важности эксперимента, технических измерений и контроля;
- отсутствие духа состязательности, настойчивости и страх перед личной ответственностью с низким уровнем владения коммуникативными навыками.
Активная позиция и постоянный контакт с работодателями позволяет использовать по максимуму возможности интегрированных учебных планов, включающих три обязательных компонента:
- курс «Введение в специальность» создаёт основу для последующего обучения, стимулирует интерес и мотивирует студентов к овладению инженерной специальностью;
- профессиональная подготовка по специальности и специализации;
- финальная подготовка, которая базируется на дисциплинах свободного выбора и обеспечивает реализацию модели «планирование-проектирование-производство-применение» для повышения престижности инженерного образования.
Кафедра активно сотрудничает с ведущими европейскими учебными и научными центрами: Магдебургским, Дрезденским, Бохумским и Дортмундским университетами; Фраунгофер институтом логистики (Германия), Краковской Политехникой (Польша), Мишкольцским университетом (Венгрия) и Петрошанским техническим университетом (Румыния).
Научные приоритеты кафедры формировались на протяжении десятилетий и сегодня сосредоточены на следующих направлениях:
- оптимальное управление машинами циклического и непрерывного действия в логистических системах;
- модернизация кранового привода и снижение энергозатрат при эксплуатации подъёмно-транспортного оборудования;
- повышение эксплуатационной надежности системы «ходовое колесо – подкрановый рельс»;
- оценка рисков эксплуатации и управления промышленной безопасностью за пределами нормативных сроков эксплуатации подъёмно-транспортных машин;
- производственная логистика.