Факультет транспортного машиностроения

Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

Факультет транспортного машиностроения - Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

История факультета

ФАКУЛЬТЕТ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НТУ «ХПИ»: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Факультет транспортного машиностроения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ») образован в 1965 году на базе факультета тракторного и сельскохозяйственного машино¬строения (кафедра «Тракторостроение», ныне – кафедра «Автомобиле- и тракторостроение» (АТ)) и кафедр «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС), «Локомотивостроение» (ЛС), переведенных с энергомашиностроительного факультета.
Деканом факультета был избран кандидат технических наук, доцент кафедры «Тракторо¬строение» Шепеленко Георгий Николаевич. В период 1986-2000 годов деканом работал кандидат технических наук, доцент кафедры «Колесные и гусеничные машины» (КГМ) Белов Виктор Константинович. В 2000 году деканом избран кандидат технических наук, доцент кафедры КГМ Епифанов Виталий Валериевич.

1

Рис. 1 – Шепеленко Георгий Николаевич

Георгий Николаевич Шепеленко (1923-2011) (рис. 1) родился 29 апреля 1923 года в городе Запорожье. В 1941-1945 годах участвовал в боевых действиях Воронежского, Степного и 4-го Украинского фронтов. Окончил Иркутскую школу автомехаников и с 1943 года проходил службу в качестве механика пикирующего бомбардировщика гвардейского авиационного полка. В 1950 году окончил Запорожский институт сельско¬хозяйственного машиностроения, где два года работал ассистентом и старшим преподавателем кафедры теоретической механики. В 1952-1955 годах учится в аспирантуре кафедры «Тракторостроение». После защиты в 1955 году кандидатской диссертации основным научным направлением деятельности была теория самоходных машин. Опубликовал монографию «Динамические показатели ходовой системы трактора-тягача» и учебник «Основы теории самоходных машин». Как декан факультета большое внимание уделял воспитанию будущих инженеров, совершенствованию учебного процесса и внедрению новых технологий обучения. В 1961-1974 годах заведовал кафедрой «Тракторостроение», с 1989 по 1996 год – профессор кафедры.

2

Рис. 2 – Белов Виктор Константинович

Виктор Константинович Белов (рис. 2) родился 5 октября 1937 года в городе Харькове. В 1960 году окончил ХПИ по специальности «Локомотиво-строение». После окончания института работает инженером-конструктором ПО «Завод имени Малышева», обучается в аспирантуре ХПИ на кафедре ЛС (1964-1967). С 1967 года занимается научно-педагогической работой в ХПИ: инженер (1967-1969), ассистент и старший преподаватель кафедры «Тракторостроение» (1969-1972), доцент (1972-1997) и профессор (с 1997 по 2011) год кафедры КГМ. Под руководством В.К. Белова факультет стал одним из ведущих учебных и научных подразделений ХПИ. За короткий период значительно увеличилось количество докторов и кандидатов наук. Это дало возможность, с одной стороны, повысить качество учебно-воспитательной работы, а с другой – поднять уровень научных исследований и углубить сотрудничество с предприятиями и организациями отрасли.
Епифанов Виталий Валериевич родился 31 декабря 1956 года в городе Харькове. В 1979 году окончил ХПИ по специальности «Колесные и гусеничные машины». Работал инженером (1979-1980), ассистентом (1980-1989), доцентом (1989-2003), с 2003 года – профессор кафедры КГМ. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию.

 

Заместителями декана по учебной работе (дневное обучение) были: доцент кафедры «Тракторостроение»  Климов Анатолий Карпович (1965-1977 годы), доцент кафедры ДВС Шпак Владимир Феоктистович (1977-1984 годы), доцент кафедры КГМ Абляскин Олег Ибрагимович (1984-1986 годы), доцент кафедры ЛС Добровольский Владислав Леонидович (1986-1988 годы), доцент кафедры ДВС Семенов Владимир Григорьевич (1988-1998 годы), доцент кафедры КГМ Епифанов В.В. (1998-2000 годы), доцент (с 2015 года – профессор) кафедры КГМ Устиненко Александр Витальевич (2000-2004 годы), доцент кафедры ДВС Прокопенко Николай Викторович (с 2004 года).

Заместителями декана по учебной работе (заочное и вечернее обучение) трудились: доцент (с 1984 года – профессор) кафедры ДВС Разлейцев Николай Фокеевич (1968-1972 годы) и доцент (с 2004 года – профессор) кафедры «Тракторостроение»   Митропан Дмитрий Макарович (с 1972 года). В 1996 году эта должность упразднена.

В 1993 году введена должность заместителя декана по воспитанию и работе в общежитии, на которой до 2007 года работал доцент Шпак В.Ф. Его работу продолжил доцент (с 2015 года – профессор) кафедры АТ Сергиенко Николай Егорович.

В 2000 году восстановлена должность заместителя декана по научной работе, которую занимали: старший научный сотрудник кафедры ДВС Семенов В.Г., затем докторант кафедры КГМ Ткачук Николай Анатольевич, доцент Прокопенко Н.В., доцент Сергиенко Н. Е., с 2007 года – доцент кафедры АТ Рогов Андрей Владимирович, с 2010 года – доцент кафедры АТ Бондаренко Анатолий Игоревич.

На должности заместителя декана по контрактному обучению с 2004 года работают доцент Прокопенко Н.В., затем доцент кафедры КГМ Воронцов Сергей Николаевич.

В 2005 году введена должность заместителя декана по методической работе, на которую назначен доцент (с 2008 года профессор) кафедры АТ Абляскин О.И., с 2013 года – доцент кафедры «Теория и системы автоматизированного проектирования механизмов и машин» (ТММ и САПР) Кротенко Галина Анатольевна.

Должность заместителя декана по физической культуре и спорту с 1988 года занимает старший преподаватель кафедры физического воспитания Грдзелидзе Сергей Рипатович.

Происходили изменения и в руководящем составе кафедр факультета. Со времени его основания кафедрой АТ заведуют: доцент Шепеленко Г.Н., с 1974 года – кандидат технических наук, доцент (с 1983 года – доктор технических наук, профессор) Коденко Михаил Николаевич, с 1994 года – кандидат технических наук, доцент (с 2000 года – профессор) Великодный Валерий Михайлович. С 2001 года кафедрой руководит академик Академии наук высшего образования (АНВО) Украины (2007 год) доктор технических наук, профессор Самородов Вадим Борисович.

Кафедру ДВС возглавлял доктор технических наук, профессор Глаголев Николай Матвеевич, а с 1970 года – Заслуженный деятель науки (1985 год), академик АНВО Украины (1993 год), лауреат Государственной премии Украины (2008 год) доктор технических наук, профессор Шеховцов Анатолий Федорович. С 2001 года кафедрой заведует Заслуженный деятель науки и техники  (2005 год), лауреат Государственной премии (2008 год), академик АНВО Украины (1996 год), проректор НТУ»ХПИ» по научной работе, доктор технических наук, профессор Марченко Андрей Петрович.

Кафедру ЛС (с 2001 года – кафедра «Электрический транспорт и тепловозостроение» (ЭТТ)) возглавлял Заслуженный деятель науки Украины (1982 год), доктор технических наук, профессор Куценко Сергей Митрофанович, с 1990 года – доцент Добровольский В.Л. (1990-1993 годы), кандидат технических наук (с 2002 года – доктор технических наук), доцент (с 2003 года – профессор), академик Транспортной академии Украины  (2008 год)  Маслиев Вячеслав Георгиевич (1993-1998 годы). С 1998 года кафедрой заведует доктор технических наук, профессор Омельяненко Виктор Иванович.

В 1972 году создана кафедра КГМ (с 2005 года имени А.А. Морозова, с 2013 года – Информационные технологии и системы колесных и гусеничных машин имени А.А. Морозова (ИТС КГМ)), на которую переведена часть студентов и преподавателей кафедры АТ. Возглавил кафедру доктор технических наук, профессор Аврамов Виталий Прокофьевич, с 1992 по 2007 год кафедрой руководил академик АНВО (1994 год), Заслуженный деятель науки и техники (1998 год), лауреат Государственной премии Украины (2000 год), доктор технических наук, профессор Александров Евгений Евгеньевич, а с 2007 года кафедру возглавил доцент (с 2011 года – профессор), академик АНВО Украины (2011 год),  доктор технических наук Волонцевич Дмитрий Олегович.

В 1975 году в состав факультета введена кафедра «Высшая математика», которой руководят: кандидат физико-математических наук, доцент Мануйлова Алиса Михайловна, а с 1987 года – кандидат физико-математических наук, доцент (с 2000 года – профессор) Геворкян Юрий Леванович. В 2002 году кафедра переведена на машиностроительный факультет.

В 2002 году в состав факультета включена кафедра ТММ и САПР, которую возглавил кандидат (с 2004 года – доктор) технических наук, старший научный сотрудник (с 2005 года – доцент, с 2006 года – профессор), академик АНВО Украины (2012 год) Ткачук Н.А.

В настоящее время ведется подготовка студентов как по специальностям, существовавшим в момент создания факультета: «Колесные и гусеничные транспортные средства» (кафедры АТ и ИТС КГМ), «Двигатели внутреннего сгорания» (кафедра ДВС), «Локомотивы и локомотивное хозяйство» (кафедра ЭТТ), так и по открытым позже специальностям: «Электрические системы и комплексы транспортных средств» (с 1991 года, кафедра КГМ), «Электрический транспорт» (с 1998 года, кафедра ЭТТ), «Автомобили и автомобильное хозяйство» (с 2004 года, кафедра АТ), «Информационные технологии проектирования» (с 2004 года, кафедры ИТС КГМ, ТММ и САПР).

На кафедрах факультета, кроме упомянутых выше педагогов, работали видные ученые и организаторы учебного процесса, профессора: академик Всесоюзной академии сельско­хозяйственных наук Медведев М.И., лауреаты Государственной премии Украины Абрамчук Ф.И. и Кузнецов Б.И., а также Артюшенко А.Д., Богатыренко К.И., Геронимус Я.Л., Гецович Е.М., Глаголев Н.М., Грунауэр А.А., Долгих И.Д., Дьяченко В.Г., Загребельный В.Н., Изюмский В.П., Казачков Р.В., Любарский И.Е., Майер Я.М., Медведев Н.Г., Монич В.В., Мухачев П.М., Никонов О.Я., Новгородцев В.А., Ольшанский В.П., Омельченко В.Н.,  Павленко А.П., Панасенко Н.В., Пойда А.Н., Писарев В.П., Рославцев А.В., Столяров Д.В., Третяк Е.И., Ходоревский М.Г., Цветков В.Т., Шокотов Н.К., Шпаковский В.В.

Сегодня учебный процесс осуществляют более 60 штатных преподавателей факультета, в том числе, кроме перечисленных ранее руководителей подразделений, профессора: лауреаты Государственной премии Украины Парсаданов И.В. и Пылев В.А., Заслуженный изобретатель Украины Смирный М.Ф., Заслуженный деятель науки и техники Украины Кальченко Б.И., а также Доманский В.Т., Дущенко В.В., Зарубина А.А., Лавриненко С.Н., Любарский Б.Г., Мандрыка В.Р., Маслиев В.Г., Поливянчук А.П., Прохоренко А.О., Сергиенко Н.Е., Устиненко А.В.  В подготовке специалистов задействованы и крупные руководители промышленности.

Применение прогрессивных методов обучения, широкое использование в учебном процессе современных средств вычислительной техники и программных продуктов, мощная материальная база, участие студентов в проведении научных исследований, позволяют обеспечить подготовку современных специалистов. Всего за годы существования на факультете подготовлено более восьми тысяч инженеров для промышленности Украины и зарубежных стран.

Факультет гордится своими выпускниками. Среди выдающихся выпускников кафедр факультета 4 министра (заместителя министра), 9 Героев Труда, 35 удостоены звания «Заслуженный» (машиностроитель, деятель науки и техники, изобретатель и др.), 42 Лауреата Ленинской или Государственной премий, 48 руководителей предприятий и организаций (директора, председатели правления, главные инженеры и др.), 46 генеральных (главных) конструкторов.

Факультет транспортного машиностроения  занимает одно из лидирующих мест среди факультетов университета по объему выполненной научно-исследовательской работы. Объемы госбюджетной и хоздоговорной тематики в 2014 году составили около 2 миллионов гривен.

Кафедры факультета ведут сотрудничество в области научно-исследовательской работы с крупными предприятиями Украины: ГП «Завод им. Малышева»,  ГП «ХКБМ им. А.А. Морозова»,  ПАО «ХТЗ им. С. Орджоникидзе», ОАО «Изюмский тепловозоремонтный завод», Харьковский завод транспортного оборудования,  Индустриальная группа «Украинская промышленная энергетическая компания»,  ЗАО Харьковский машиностроительный завод «Свет шахтера», Днепропетровский  электровозостроительный завод, ГП «Электротяжмаш», ЗАО «Лугансктепловоз», ГП «Харьковский метрополитен», ООО «Промгидропривод», ЗАО «Азовэлектросталь» и др.

Непосредственное участие в научно-исследовательской работе берут не только сотрудники кафедр, а также и студенты в рамках выполнения дипломных проектов специалиста и магистра. По результатам научно-исследовательской работы более 40 студентов факультета ежегодно выступают с докладами на Внутривузовской научно-практической студенческой конференции  магистрантов НТУ “ХПИ”,  более 10 из них принимают участие в международной конференции MicroCAD, более 20 студентов ежегодно публикуют свои научные работы в журналах и вестниках факультета.

Лучшие студенты продолжают обучение в аспирантуре. В настоящее время на кафедрах факультета обучаются 25 аспирантов. В 2014 году были защищены 6 кандидатских и 1 докторская диссертации.

При кафедрах факультета действует 3 специализированных докторских ученых совета, которые позволяют защищать диссертационные работы по 4 специальностям: 05.22.09 – электротранспорт, 05.05.03 – двигатели и энергоустановки, 20.02.14 – вооружение и военная техника, 05.22.02 – автомобили и тракторы.

Преподаватели и научные сотрудники факультета за период 2013–2014 годы издали 2 (из них 1 с грифом Министерства образования и науки Украины (МОН)) и подготовили к печати 3 учебника (из них 2 с грифом МОН), 4 учебных пособия, 3 монографии, более 20 методических указаний. Учебник «Гидравлическое  оборудование  строительных и дорожных машин» (кафедра АТ) занял 2 место в университетском  конкурсе учебников. В 2008 году комплекс учебников «Двигатели внутреннего сгорания» удостоен Государственной премии Украины.

Ежегодно сотрудники кафедр факультета транспортного машиностроения публикуют более 150 научных статей, получают более 10 патентов на изобретение. На факультете выпускается следующие журналы и вестники: факультетский вестник НТУ «ХПИ», тематический выпуск «Транспортное машиностроение»; кафедрой АТ – вестник НТУ «ХПИ», тематический выпуск  «Автомобили и тракторостроение»; кафедрой ТММ и САПР – вестники НТУ «ХПИ», тематические выпуски  «Машиноведение и САПР» и «Проблемы механического привода»; кафедрой ДВС – всеукраинский научно-технический журнал «Двигатели внутреннего сгорания»; кафедрой ИТС КГМ – научный журнал «Механика и машиностроение».

Ежегодно студенты факультета принимают участие во Всеукраинском конкурсе научных  студенческих работ и Всеукраинских студенческих олимпиадах. В 2014 году получено 9 призовых мест во втором туре Всеукраинского конкурса научных  студенческих работ и 4 призовых места во Всеукраинской олимпиаде.

На кафедрах факультета внедряются инновационные педагогические технологии. Проводятся занятия в форме игрового проектирования. На кафедре ДВС стали традиционными онлайн защиты дипломных работ магистров совместно с  Национальным транспортным университетом.

Кафедры факультета проводят ежегодные конференции: международную  научно-практическую конференцию  «Информационные технологии: наука, техника, технология, образование, здоровье»  (MicroCAD); кафедра ДВС – международный конгресс двигателестроителей; кафедра ТММ и САПР – международную научно-техническую конференцию «Проблемы качества и долговечности зубчатых передач, редукторов, их деталей и узлов»; кафедра АТ – международную научно-техническую конференцию «Автомобильный транспорт: проблемы и перспективы».

Мощный потенциал, созданный по всем направлениям деятельности за годы работы факультета транспортного машиностроения, позволяет с уверенностью смотреть в будущее и решать новые задачи, которые ставит перед коллективом XXI век.