История кафедры с 1941 – 1975 г.
С 1941 года кафедрой турбиностроения руководит д.т.н., проф. Шнеэ Яков Исидорович.
Во время Великой Отечественной войны по решению Правительства создается специальное конструкторское бюро, которое возглавил проф. Я.И. Шнеэ. Коллектив кафедры создает проекты новых газовых турбин для нужд военного времени.
1943 г. Заседание ученого совета ХММИ
Под руководством проф. Шнеэ Я.И., талантливого организатора и научного руководителя, на кафедре организованы две специализации: “Паровые турбины” и “Газовые турбины”, увеличен прием на дневное отделение с1950 г. до 50 человек, с 1970 г. – до 75 чел., а с 1974 г. – до 100 человек и организовано обучение на вечернем отделении. Постоянно растет методическое обеспечение учебного процесса. Расширяется лабораторная база.
В течение 1964-85 годов на кафедре впервые была создана учебная экспериментальная лаборатория модульного типа, одна из установок которой экспонировалась на ВДНХ Украины в 1987 г. и была награждена медалью.
Укрепляется и расширяется сотрудничество с Харьковским турбинным заводом. Ежегодно на завод кафедра направляет около 20-30 % молодых специалистов. Талантливые работники турбинного завода приглашаются на преподавательскую и научную работу.
Под руководством доц. Левиной М.Е. широким фронтом ведутся теоретические и экспериментальные исследования по выравниванию градиента давления в межвенцовом зазоре ступеней и созданию новых высокоэкономичных ступеней с “обратной закруткой” для турбин ПВК-150, ПВК-200, К-300-240 и К-500-240. Ступени с “обратной закруткой” внедрены на 10 турбинах К-100-130 (для Кубы и КНДР).
|
|
Под руководством кандидатов техн. наук М.Ф. Федорова, Д.И. Морозова, и Г.А. Соколовского проводятся теоретические и экспериментальные исследования по отработке высокоэкономичных дозвуковых и сверхзвуковых профилей.
Доценты Капинос В.М. и Бубликов Е.И. руководят исследованиями теплообмена в различных элементах газовых и паровых турбин. Котляром И.В. и Кнабе Г.А. проводятся поисковые работы по созданию газотурбовоза на твердом топливе.
Основные научные разработки проводятся кафедрой в тесном сотрудничестве с научно-производственным объединением атомного турбиностроения “Харьковский турбинный завод”. На основании многолетних научных исследований в области газодинамики проточных частей турбин совместно с турбинным заводом созданы высокоэкономичные, широкорежимные последние ступени для быстроходных и тихоходных турбин, отвечающие повышенным требованиям надежности, маневренности и экономичности. Не будет преувеличением сказать, что создание лопаток длиной 1030 мм для быстроходных турбин (3000 об/мин) и 1450 мм для тихоходных (1500 об/мин) совместно с рекомендациями по оптимизации обводов проточной части ЦНД являлось важным этапом в развитии отечественного турбиностроения. Последние ступени с рабочей лопаткой 1030 мм используются в турбинах мощностью 220 МВт (К-220-44-2), мощностью 500 МВт (К-500-240-2 и К-500-65), мощностью 750 МВт (К-750-65); с рабочей лопаткой 1450мм – в турбинах мощностью 500 МВт (К-500-60/1500) и в турбинах мощностью 1 млн КВт (К-1000-60/1500). Как отмечали финские инженеры, во многом благодаря использованию уникальной последней ступени с рабочей лопаткой 1030 мм на станции Ловиса, оборудованной турбинами К-220-44-2, удельный расход теплоты был снижен на 6 % по сравнению с гарантией. На ПДГРЭС при сравнительных промышленных испытаниях последних ступеней фирмы Рато /Франция/ и отечественной, последняя показала КПД на 2,5 % выше, чем ступень фирмы Рато. По данным тепловых испытаний на Троицкой ГРЭС КПД ЦВД турбины К-500-240, спроектированного при активном участии кафедры, был повышен на 2,5%.
|
|
Последняя ступень с рабочей лопаткой 1030мм |
Рабочая лопатка последней ступени 1030мм |
На кафедре, в рамках исследований по обеспечению надежной работы последних ступеней, получены важные результаты, связанные с развитием прикорневого отрыва и образования торового вихря в межвенцовом зазоре на малорасходных режимах работ последних ступеней.
Масштабные исследования были проведены в лабораториях кафедры по проблеме создания широкорежимных выхлопных патрубков. Эта работа имела целью повышение КПД и надежности цилиндров низкого давления. По конструкциям разрабатываемых патрубков получено 13 авторских свидетельств и 10 патентов.
|
|
Строится новый корпус кафедры турбиностроения. Существенно расширяется аудиторный фон кафедры и площади научно-исследовательских лабораторий. По постановлению СМ УССР №385 от 07.08.1975 года и Минвуза УССР № 463 от 18.08.75 при кафедре турбиностроения создается проблемная научно-исследовательская лаборатория по научным направлениям: “Исследование газодинамики проточной части турбомашин” и “Тепло-массоперенос в паровых и газовых турбинах”. Совместным Постановлением Минтяжмаша СССР и Минвуза УССР № 420 от 20.09.75 при кафедре создается отраслевая научно-исследовательская лаборатория со следующими научными направлениями: “Газодинамика проточной части”, “Теплообмен в паровых и газовых турбинах”, “Оптимизация циклов газотурбинных установок”. Содержание научно-исследовательских работ кафедры и ее лабораторий определяется Постановлениями ГКНТ СССР, Совета Министров УССР и Президиума АН УССР. В 1966 году вышел в свет первый выпуск республиканского межведомственного научно-технического сборника “Энергетическое машиностроение”.
|