Потому что мы лучшие!

История кафедры с 1976 — 1990 г.

Кафедра 1930-1940 Кафедра 1941-1975 Кафедра 1976-1990 Кафедра 1991-2004 Кафедра 2005-2015 Кафедра сегодня

С 1976 г. кафедру турбиностроения возглавляет лауреат Государственной премии УССР, заслуженный деятель науки и техники Украины д.т.н., проф. Капинос Василий Максимович.

Капинос Василий Максимович (1919-2007). Доктор техн. наук, профессор. Создатель научной школы по исследованию физико- технических проблем теплообмена и гидродинамики в турбомашинах. Декан энергомашиностроительного факультета (1969 — 1972), проректор ХПИ по учебной работе (1972 — 1977), заведующий кафедрой турбиностроения (1976 — 1989). Заслуженный деятель науки и техники Украины. Лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники (1979). Почетный доктор НТУ «ХПИ». Почетный академик Академии Наук высшей школы Украины.

В этот период вводятся специализации «Физико-технические исследования турбомашин» и «Монтаж и наладка турбин». В 1974 и 1983 г. вводятся новые учебные планы. Их характерной чертой было расширение использования компьютерных технологий. Ряд устарелых дисциплин быль изъяты, некоторые существенно уменьшены в объеме и введены в качестве разделов в более общие по своему содержанию курсы. Научно-исследовательская работа кафедры охватывает широкий круг проблем, связанный с созданием влажнопаровых турбин для АЭС типа К-220-44, К-500-65 К-500-60/1500, К-750-65, К-1000-60, проектирование и выпуск которых начался на ХТГЗ. Совместно с кафедрой автоматики и телемеханики создан новый тип прибора для измерения относительного удлинения роторов турбин. Прибор принят к серийному производству на Харьковском турбинном заводе. В настоящее время датчик используется на 14 ТЭС и АЭС стран СНГ, а также в Китае / Нанкин ТЭЦ / и Болгарии / Белене АЭС /. Всего эксплуатируется 123 датчика. Прибор экспонировался на ВДНХ и был награжден медалью. Новизна конструкции защищена авторским свидетельством.

Прибор для измерения относительного удлинения роторов турбин.

Кроме глубоких теоретических исследований по аэродинамической отработки проточных частей проводятся широкомасштабные натурные исследования последних ступеней на Змиевской, Приднепровской и Ставропольской ГРЭС. По результатам этих научных работ совместно с Харьковским турбинным заводом были созданы высокоэкономичные проточные части турбин АЭС. За участие в создании серии паровых турбин для АЭС проф. В.М. Капинос в 1979 году удостоен Государственной премии УССР. Ученые кафедры совместно с НПО «Турбоатом» и Центральным котлотурбинным институтом подготовили для включения в отраслевой стандарт профили новых сопловых лопаток с удлинителями, что явилось результатом разработанного на кафедре метода расчета концевых потерь и трехмерного пограничного слоя на торцевых стенках межпрофильных каналов в сочетании с экспериментальными исследованиями турбинных решеток.

Гречаниченко Юлия Викторовна (1937 — 1992). Доктор техн. наук, профессор. Руководила исследованиями вторичных течений в решетках турбомашин. Под ее руководством был создан профиль Н-4У с удлинителем, внедренный в ОСТ. Награждена премиями, бронзовыми и одной золотой медалями ВДНХ. Опубликовала 88 печатных работ, подготовила 4 кандидатов технических наук.

Создано новое научное направление — оптимальное проектирование проточной части осевых турбин, впервые в стране и мире получившее свое развитие на кафедре. Разработаны основы теории оптимального проектирования проточной части осевых турбин, созданы методы определения оптимального количества ступеней в цилиндрах, выбора оптимального распределения периметров пара в проточной части, оптимальных законов закрутки направляющих и рабочих лопаток, создания новых высокоэкономичных оптимальных профилей. В результате решения оптимизационных задач созданы новые профили для рабочих лопаток. Весь этот комплекс явился надежным инструментом в создании отсеков и цилиндров паровых и газовых турбин с максимально возможным КПД и лег в основу системы автоматизированного проектирования турбин (САПР), установленной на НПО»Турбоатом». Интересные результаты были получены в результате комплекса исследований по влиянию различных факторов на выравнивание градиента давления в межвенцевом зазоре турбинных ступеней в широком диапазоне втулочного отношения, предложена и изучена новая ступень, малочувствительная к радиальным зазорам.

Стенд для исследования систем охлаждения.

Обширные расчетно-теоретические и экспериментальные исследования проводятся в области теплофизических проблем турбостроения. В процессе выполнения большой программы физико-технических исследований на стыке теорий турбомашин и тепло- и массообмена сформировано новое научное направление, содержание которого определяется проблемами термической маневренности и эксплутационной надежности. Проведены исследования в области теории теплопроводности, электротепловой аналогии, контактного и конвективного теплообмена на поверхностях турбинных лопаток, полотнах дисков, в лабиринтовых уплотнениях, в подшипниках скольжения, при течении двухфазного потока; созданы приборы для изучения и контроля температурного и деформированного состояний. Ведется научная работа в области теории пограничного слоя. Построена гидродинамическая теория смазки в трехмерной постановке с учетом зависимости физических параметров от температуры. На основе новой теории предложена оригинальная конструкция опорного подшипника с эллиптической расточкой и смещенными дугами при частичном охвате шейки, обеспечивающая ламинаризацию смазочного слоя и исключающая потери трения в диффузорных участках. Особенностью полученного теоретического решения является определение не только несущей способности подшипника, расхода смазки при заданной геометрии, но и условий теплообмена с шейкой вала и корпусом подшипника. Доценты кафедры Пономарев В.Н., Гаркуша А.В., Соколовский Г.А., Бойко А.В., Гречаниченко Ю.В., Слитенко А.Ф., и Рухлинский В.В. возглавлявшие целые научные направления в области турбиностроения, подготовили и успешно защитили докторские диссертации. В 1980 г. кафедре исполнилось 50 лет. Это уже мощное учебное и научное подразделение института, выпускающее ежегодно свыше 100 инженеров турбинистов. Кафедра тесно сотрудничает с заводами и институтами Польши и Чехословакии.

Сотрудники завода «Шкода» в гостях на кафедре турбиностроения.

В 1983 году приказами Минвуза УССР и Минэнергомаша создается филиал кафедры на базе ПОАТ «Харьковский турбинный завод». На педагогическую работу привлекаются крупные ученые и специалисты завода: д.т.н., проф. Косяк Ю.Ф., д.т.н., проф. Сухинин В.П., д.т.н., проф. Аркадьев Б.А. и др. Филиал кафедры существенно обогащает учебный процесс огромным опытом по созданию современных турбин.

Кафедра 1930-1940 Кафедра 1941-1975 Кафедра 1976-1990 Кафедра 1991-2004 Кафедра 2005-2015 Кафедра сегодня

 

Предстоящие События:

no event

Facebook