Потому что мы лучшие!

История кафедры с 1941 — 1975 г.

Кафедра 1930-1940 Кафедра 1941-1975 Кафедра 1976-1990 Кафедра 1991-2004 Кафедра 2005-2015 Кафедра сегодня

История кафедры с 1941 — 1975 г.

С 1941 года кафедрой турбиностроения руководит д.т.н., проф. Шнеэ Яков Исидорович.

Шнеэ Яков Исидорович (1902-1977). Доктор техн. наук, профессор. Принимал участие в работах по созданию нового турбинного двигателя — газовой турбины. Под руководством и с его участием на Харьковском турбинном заводе осваивались производство и выпуск первых паровых турбин мощностью 50 тыс. кВт; разрабатываются проекты уникальных агрегатов, в том числе: паровой турбины 100 тыс. кВт, первого агрегата высокого давления мощностью 25 тыс. кВт., проекты последних ступеней мощных паровых турбин. С 1940 по 1976 год — заведующий кафедрой турбиностроения. Опубликовал свыше 100 журнальных статей, издал 7 монографий.

Во время Великой Отечественной войны по решению Правительства создается специальное конструкторское бюро, которое возглавил проф. Я.И. Шнеэ. Коллектив кафедры создает проекты новых газовых турбин для нужд военного времени.

 1943 г. Заседание ученого совета ХММИ

Под руководством проф. Шнеэ Я.И., талантливого организатора и научного руководителя, на кафедре организованы две специализации: «Паровые турбины» и «Газовые турбины», увеличен прием на дневное отделение с1950 г. до 50 человек, с 1970 г. — до 75 чел., а с 1974 г. — до 100 человек и организовано обучение на вечернем отделении. Постоянно растет методическое обеспечение учебного процесса. Расширяется лабораторная база.

Учебная лаборатория кафедры

В течение 1964-85 годов на кафедре впервые была создана учебная экспериментальная лаборатория модульного типа, одна из установок которой экспонировалась на ВДНХ Украины в 1987 г. и была награждена медалью.
Укрепляется и расширяется сотрудничество с Харьковским турбинным заводом. Ежегодно на завод кафедра направляет около 20-30 % молодых специалистов. Талантливые работники турбинного завода приглашаются на преподавательскую и научную работу.
Под руководством доц. Левиной М.Е. широким фронтом ведутся теоретические и экспериментальные исследования по выравниванию градиента давления в межвенцовом зазоре ступеней и созданию новых высокоэкономичных ступеней с «обратной закруткой» для турбин ПВК-150, ПВК-200, К-300-240 и К-500-240. Ступени с «обратной закруткой» внедрены на 10 турбинах К-100-130 (для Кубы и КНДР).

Левина Мария Ефремовна (1911 — 1990). Доктор техн. наук, профессор. Исследовала пути и методы управления величиной радиального градиента давления в межвенцовом зазоре турбинных ступеней. Под ее руководством была создана первая в отечественном турбиностроении ступень с уменьшенным радиальным градиентом давления, которая была внедрена в конструкцию проточных частей турбин Харьковского турбинного завода. Опубликовала свыше 140 научных работ. Подготовила 10 кандидатов технических наук.

Паровая конденсационная турбина К-100-130, предназначенная для работы в сети 60 Гц.

Под руководством кандидатов техн. наук М.Ф. Федорова, Д.И. Морозова, и Г.А. Соколовского проводятся теоретические и экспериментальные исследования по отработке высокоэкономичных дозвуковых и сверхзвуковых профилей.

Соколовский Георгий Александрович (1929 — 1986). Доктор техн. наук, профессор кафедры турбиностроения. Руководитель отдела гидромеханики энергетических машин института проблем машиностроения им. А.Н. Подгорного НАНУ, зам. директора института с 1977 г. Лауреат премии им. Г.Ф. Проскуры. Один из создателей теории пространственного стационарного и нестационарного потока в ступенях турбомашин. Опубликовал 113 научных работ, в том числе две монографии.

Доценты Капинос В.М. и Бубликов Е.И. руководят исследованиями теплообмена в различных элементах газовых и паровых турбин. Котляром И.В. и Кнабе Г.А. проводятся поисковые работы по созданию газотурбовоза на твердом топливе.

Коллектив кафедры турбиностроения, 1963 г.

Основные научные разработки проводятся кафедрой в тесном сотрудничестве с научно-производственным объединением атомного турбиностроения «Харьковский турбинный завод». На основании многолетних научных исследований в области газодинамики проточных частей турбин совместно с турбинным заводом созданы высокоэкономичные, широкорежимные последние ступени для быстроходных и тихоходных турбин, отвечающие повышенным требованиям надежности, маневренности и экономичности. Не будет преувеличением сказать, что создание лопаток длиной 1030 мм для быстроходных турбин (3000 об/мин) и 1450 мм для тихоходных (1500 об/мин) совместно с рекомендациями по оптимизации обводов проточной части ЦНД являлось важным этапом в развитии отечественного турбиностроения. Последние ступени с рабочей лопаткой 1030 мм используются в турбинах мощностью 220 МВт (К-220-44-2), мощностью 500 МВт (К-500-240-2 и К-500-65), мощностью 750 МВт (К-750-65); с рабочей лопаткой 1450мм — в турбинах мощностью 500 МВт (К-500-60/1500) и в турбинах мощностью 1 млн КВт (К-1000-60/1500). Как отмечали финские инженеры, во многом благодаря использованию уникальной последней ступени с рабочей лопаткой 1030 мм на станции Ловиса, оборудованной турбинами К-220-44-2, удельный расход теплоты был снижен на 6 % по сравнению с гарантией. На ПДГРЭС при сравнительных промышленных испытаниях последних ступеней фирмы Рато /Франция/ и отечественной, последняя показала КПД на 2,5 % выше, чем ступень фирмы Рато. По данным тепловых испытаний на Троицкой ГРЭС КПД ЦВД турбины К-500-240, спроектированного при активном участии кафедры, был повышен на 2,5%.

Последняя ступень с рабочей лопаткой 1030мм  Рабочая лопатка последней ступени 1030мм

На кафедре, в рамках исследований по обеспечению надежной работы последних ступеней, получены важные результаты, связанные с развитием прикорневого отрыва и образования торового вихря в межвенцовом зазоре на малорасходных режимах работ последних ступеней.

Пономарев Василий Николаевич (1932 — 1981). Доктор техн. наук, профессор. Докторскую диссертацию на тему «Исследование последних ступеней мощных паровых турбин в диапазоне режимов работы от номинальной нагрузки до холостого хода« защитил в 1978г. Опубликовал 40 научных работ. Под его руководством защищено 4 кандидатские диссертации.

Стенд для исследования режимов работы тягодутьевых машин.

Масштабные исследования были проведены в лабораториях кафедры по проблеме создания широкорежимных выхлопных патрубков. Эта работа имела целью повышение КПД и надежности цилиндров низкого давления. По конструкциям разрабатываемых патрубков получено 13 авторских свидетельств и 10 патентов.

Гаркуша Анатолий Викторович(1929- 2001). Доктор техн. наук, профессор. Лауреат Государственной премии Украины (1992), Академик Академии наук высшей школы. Опубликовал 162 научные работы, в том числе две монографии. Имел 24 авторских свидетельства и четыре международных патента на изобретения. Подготовил 9 кандидатов технических наук. Награжден почетным знаком высшей школы СССР «За отличные успехи в работе«.

Строится новый корпус кафедры турбиностроения. Существенно расширяется аудиторный фон кафедры и площади научно-исследовательских лабораторий. По постановлению СМ УССР №385 от 07.08.1975 года и Минвуза УССР № 463 от 18.08.75 при кафедре турбиностроения создается проблемная научно-исследовательская лаборатория по научным направлениям: «Исследование газодинамики проточной части турбомашин» и «Тепло-массоперенос в паровых и газовых турбинах». Совместным Постановлением Минтяжмаша СССР и Минвуза УССР № 420 от 20.09.75 при кафедре создается отраслевая научно-исследовательская лаборатория со следующими научными направлениями: «Газодинамика проточной части», «Теплообмен в паровых и газовых турбинах», «Оптимизация циклов газотурбинных установок». Содержание научно-исследовательских работ кафедры и ее лабораторий определяется Постановлениями ГКНТ СССР, Совета Министров УССР и Президиума АН УССР. В 1966 году вышел в свет первый выпуск республиканского межведомственного научно-технического сборника «Энергетическое машиностроение».

Кафедра 1930-1940 Кафедра 1941-1975 Кафедра 1976-1990 Кафедра 1991-2004 Кафедра 2005-2015 Кафедра сегодня

Предстоящие События:

no event

Facebook