История кафедры начинается с сентября 1885, когда состоялось открытие Харьковского практического технологического института. В начальный период существования института читалась дисциплина «Сопротивление материалов и построение машин». В 1894 г. впервые было введено чтение отдельного курса «Детали машин», который преподавал организатор и первый директор института профессор Виктор Львович Кирпичев (1845-1913 г.). Он является основоположником деталей машин как самостоятельной науки и ему принадлежит первый отечественный учебник по деталям машин.

Кирпичов Виктор Львович
(1845 − 1913 г.г.)
Тир Вадим Ерастович
(1869 − 1926 г.г.)

 С 1902 г. курс «Детали машин и сооружения» стал читать профессор В. Е. Тир, который имел большой стаж практической работы (технолог службы тяги на железной дороге, мастер железнодорожных мастерских, инженер доменного цеха в Екатеринославе, главный механик Саратовского металлургического завода). Эстафета развития важнейших для страны практических научных направлений была подхвачена заведующим кафедрой «Детали машин» профессором Борисом Петровичем Дашкевичем, имя которого и научные достижения включены в «Энциклопедию современной Украины».  

Дашкевич Борис Петрович
(1887 – 1959 г.г.)
Дьяченко Степан Кузьмич
(1903 − 1968 г.г.)

Научные исследования по работоспособности подшипников скольжения на кафедре продолжил доцент Степан Кузьмич Дьяченко, ставший в 1950 году заведующим кафедрой «Детали машин».

Коллектив кафедры в 1955 году. На фото слева направо: Малышенко В.А., Кухтенков М.М., Геращенко А.А., Раздимаха П.С., Дьяченко С.К., Елисеев И.Д., Щепкин Г.В., Макеев Б.А., Рудницкий В.И., Довжук А.Я., Устиненко В.Л., Киркач Н.Ф.

Дальнейшее развитие кафедры связано с профессором Николаем Федоровичем Киркачом, который возглавил кафедру «Детали машин» с 1968 года. С 1962 по 1978 год Н. Ф. Киркач – проректор по учебной работе, а с 1978 по 1990 год – ректор ХПИ. Выдающийся ученый, талантливый педагог и организатор, он всю свою жизнь посвятил подготовке  высококвалифицированных инженеров, превращению ХПИ в ведущий инженерный вуз страны. 

Киркач Николай Федорович
(1925 – 1990 г.г.)
Гапонов Владимир Степанович
(1940 − 2013 г.г.)

В 1985 году кафедры деталей машин и технической механики были объединены в кафедру «Детали машин и прикладная механика». В состав объединенной кафедры вошли опытные преподаватели, кандидаты технических наук, доценты: Галета В.А., Дьяков В.И., Квитницький Е.И., Музыкин Ю.Д., Пидченко З.П., Руссо А.Э ., старшие преподаватели: Котляр Ю.А., Григан А.А., учебно-вспомогательные рабочие: Квитка Я. и Мизь И.Н., которые вместе с сотрудниками базовой кафедры профессорами: Киркачем М.Ф., Гапоновым В.С., Баласаняном Р.А., Загребельным В.Н., доцентами: Рудницким В.И., Тодоровым А. Д., Гончаровым И.П., Руденко Н.П., Гридневвым И.А., Столбовым А.С., Ткаченко В.Н., Мацем В.И., Курмазом Л.В., Калининым П.Н. , Гайдамакой А.В., Чернышевым В.Л., Остапчуком Ю.А., старшими преподавателями: Запорожченко Р.М., Французовым В.И., Жереженом-Зайченко Ю.В., заведующим лабораторией Наумовым А.И. и учебно-вспомогательными рабочими: Климкиной Л.С., Елистратовой Т.М., Роженко Н.Ф. сумели создать лабораторную базу и организовать высококачественную подготовку студентов университета. Кафедрой «Детали машин и прикладная механика» с 1990 по 2013 заведовал известный специалист в области машиноведения доктор технических наук, профессор Гапонов В.С.

Коллектив кафедры в 1985 году. На фото слева на право: сидят – Столбовой А.С., Гапонов В.С., Руссо А.Э., стоят – Гайдамака А.В., Ткаченко В.М., Мац В.И., Остапчук Ю. А., Калінін П.М., Чернишов В.Л., Жережон-Зайченко Ю.В.

Под руководством Б.П. Дашкевича, С.К. Дьяченко, М.Ф. Киркача коллектив кафедры систематически пополнялся способной, энергичной молодежью из числа выпускников института. Успешно защитили кандидатские диссертации: Кудрявцев П., Гриднева И.А., Полтавский Ю.Д., Ревва Л.Д., Приходько О.Б., Руденко Н.П., Иванов В.Н., Богатырева С. В., Квитницький Е.И., Столбовой А.С., Музыкин Ю.Д., Прошина Н.А., Воскресенский В.А., Дьяков В.И., Данильцев В.Д., Антонов А.И. , Гапонов В.С., Курмаз Л.В., Мац В.И., Калинин П.М., Рогачевский В.М., Евменкин В. И., Опанасенко Н.Р., Панов С.Л., Кузнецов А.П. Значительный вклад в работу с аспирантами и преподавателями кафедры внес доцент Виктор Иванович Рудницкий. Среди его учеников – Загребельный В.Н., Ткаченко В.Н., Вишник В.П., Битюцкая В.И., Мухамметсадиков М., Парпиев М., Белоусов М.В. Всего на кафедре было защищено около двадцати кандидатских диссертаций.

Заместителем заведующего кафедрой по учебно-методической работе длительное время был доцент А.Д. Тодоров, специалист в области сопротивления скольжения.

Докторские диссертации защитили Виталий Лукич Устиненко, Олег Борисович Приходько, Владимир Степанович Гапонов, Анатолий Владимирович Гайдамака.

В 2017 году к кафедре «Детали машин и прикладная механика» присоединена кафедра «Гидропневмоавтоматика и гидропривод». Новая кафедра получила название «Детали машин и мехатронных систем». Заведующим кафедрой «Детали машин и мехатронных систем» является доктор технических, профессор Гайдамака А.В.

Кафедра «Гидропневмоавтоматика и гидропривод» (ГПА) ведет свое происхождение от кафедры «Гидравлические машины» и основана в 1977г. с целью улучшения качества подготовки специалистов. Кафедре ГПА было поручено готовить специалистов по специальности 0566 – «Гидропневмоавтоматика и гидропривод». 

 П.И. Алешко с аспирантом

Гладкий Петр Максимович

Исполняющим обязанности заведующего был назначен доцент, кандидат технических наук П.И. Алешко. Инициаторами подготовки специалистов в области гидропневмоавтоматики и гидропривода в нашем учебном заведении были профессора Р.Е. Ламарка и Д.Я. Алексапольский. В соответствии с учебным планом кафедра ГПА читала 13 дисциплин.

С 1977 г. по 1985 г. преподавателями и сотрудниками ГПА было получено 40 авторских свидетельств и внедрены в хозяйство 6 изобретений. Для студентов были созданы 2 учебных пособия с грифом Минвуза и 24 методических указания.

С 1981 года кафедру возглавил доцент, кандидат технических наук П.М. Гладкий. С этого же года кафедра стала вести подготовку инженеров не только по специальности 0566, но и по специализации «Системы гидропневмоприводов автоматических манипуляторов».

Лаборатории кафедры комплектуются отечественной и зарубежной гидропневмоаппаратурою, прежде всего это гидравлический стенд для исследования элементов гидропривода с рабочим давлением до 6,3 МПа, гидравлические стенды низкого и высокого давления, пневматические стенды ПУЛС и другие.

В связи с интенсивным развитием народнохозяйственных отраслей и повышенными требованиями к будущим специалистам в области гидропневмоприводостроения изменяются учебные планы . Это отразилось и на названии специальности (12.11 – «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика») и выпускаемых специалистах, которые решают широкий спектр задач в области создания, исследований и эксплуатации гидравлических машин, устройств и систем гидропневмоавтоматики и гидропривода. Через несколько лет, в связи с развитием медицины и повышенным вниманием государства к качеству медицинского оборудования, кафедра открывает новую специализацию “Гидропневмооборудование в медицинской технике”, осуществляющее подготовку специалистов, разбирающихся в конструировании, функционировании и эксплуатации медицинских приборов и аппаратов.

К подготовке инженеров постоянно привлекаются ведущие специалисты различных научно-исследовательских институтов, предприятий и заводов; используются передовые методы активного обучения (деловые игры, игровое проектирование), что позволяет максимально приблизить обучение к реальной инженерной деятельности в условиях КБ и НИИ, а также повысить качество обучения.

В связи с постоянной модернизацией лабораторной базы в 2007 г. вводится в эксплуатацию учебный пневматический стенд фирмы «FESTO». Именно фирма «FESTO» является одним из мировых лидеров по производству гидропневмооборудования.

Кафедра является коллективным членом Международной ассоциации специалистов-гидравликов. В 1999 году при кафедре в рамках Института повышения квалификации организован постоянно действующий семинар “Современные промышленные гидроприводы и средства автоматики”.

На кафедре ведется подготовка специалистов высшего уровня: успешно защищаются кандидатские и докторские диссертации. Многие выпускники кафедры стали ведущими специалистами в области гидропневмосистем. Среди них: М.С. Степанов – доктор технических наук, профессор, декан машиностроительного факультета НТУ «ХПИ»; Б.А. Вурье – доктор технических наук, заместитель директора ОП «Пневмоаппарат» (г. Москва); А.И. Тарасенко – генеральный директор ГП «Завод им. Малышева »; В.М. Панасенко – директор малого предприятия; А.А. Москаленко – главный инженер Роменского завода «Полиграфмаш»; В.М. Калашник – начальник отдела гидроавтоматики ОАО «Турбоатом»; В.П. Тимофеев – заместитель директора Старооскольского металлургического комбината; Ю.В. Вотинов – директор УкрНИИГРИ; А.А. Андрусенко – главный инженер ХГНБ им. В. Короленко; А.Ю. Путноки – технический директор металлургического комбината «Запорожсталь».

Кафедра активно участвует в международных научно-практических и технических конференциях, среди которых MicroCAD (г. Харьков), «Горная энергомеханика и автоматика» (г. Донецк), АС ПГП “Промышленная гидравлика и пневматика” (г. Кременчуг), «Гидроаеромеханика в инже-нерной практике» (г. Киев), Ассоциации специалистов промышленной гидравлики (г. Винница), «Силовая электроника и энергоэффективность – 2007» (г. Алушта), «Технологии XXI века» (г. Алушта), «Физические и компьютерные технологии в народном хозяйстве» (г. Харьков).

Большое внимание уделяется установлению и развитию международных связей путем подготовки иностранных граждан – Марокко, Китая, Ирана, Ирака. За время существования кафедры ГПА были подготовлены специалисты для Кубы, Болгарии, Польши, Венгрии, Вьетнама, Ливии, Ливана, Иордании, а также специалисты высшей квалификации, кандидаты технических наук: Дзехдзяк Станислав (Польша), Абул салам Фитура (Ливия), Таха Джебраил (Сирия), Адель Сотаро (Иордания), Джомо Елаиди (ОАЭ), Тайсир Мохаммад Нур Фахреддин (Ливан).Конец формы

Докторские диссертации защитили Павел Николаевич Андренко и Геннадий Анатолиевич Крутиков.

Коллектив кафедры в 2017 году. На фото слева на право: сидят – Крутиков Г.А., Гладкий П.М., Гайдамака А.В., Музыкин Ю.Д., Андренко П.Н., стоят – Клитной Вл.В., Онищенко А.Н., Ткаченко В.Н., Французов В.И., Черниш В.Н., Клитной В.Вл., Степанов М.С., Чернишов В.Л., Кулик Г.Г.

Более тридцати лет существуют научные и учебно-методические связи кафедры с университетами городов: Мишкольца (Венгрия), Кольцо (Польша), Магдебурга, Аахена и Штутгарта (Германия). Ведущие преподаватели кафедры по приглашению своих коллег читали лекции в университетах Венгрии, Польши, Германии. Кафедра является одной из учредителей Отделения механики и машиностроения Академии Наук Высшей школы Украины. 

В соответствии с приказом № 124 ОД от 17.03.2021 года кафедра получила название “Детали машин и гидропневмосистемы”

На кафедре «Детали машин и гидропневмосистемы» работают 16 сотрудников: 4 профессора и 4 доцентов (среди которых 2 доктора технических наук и 4 кандидатов технических наук), 1 ст. преподаватель и 7 сотрудников учебно-вспомогательного персонала.