Результаты социологического исследования «Абитуриент НТУ “ХПИ”»

Результаты социологического исследования

«Абитуриент НТУ “ХПИ”»

Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, поиск будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире. Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой зависит его будущее. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик.

Для составления портрета абитуриента НТУ  «ХПИ» кроме определения мотивов профессионального выбора, самооценки личных способностей, целей обучения в НТУ «ХПИ», необходимо выяснить специфику выбора ВУЗа и специальности, а также соответствие представления об обучении в ВУЗе реалиям университетской жизни.

Объектом  данного  исследования  являются  абитуриенты  НТУ «ХПИ».

Предмет исследования – мотивы получения абитуриентами высшего образования, мотивация поступления в НТУ «ХПИ», мотивы выбора специальности, период формирования профессионального интереса, качество обучения на подготовительных курсах, ценностные ориентации.

Целью исследования является изучение процесса профессионального самоопределения абитуриентов.

В ходе исследования необходимо изучить:

  • мотивы получения абитуриентами высшего образования и поступления в НТУ «ХПИ»;
  • мотивы профессионального выбора абитуриентов;
  • период формирования интереса молодых людей к избранной специальности (процесс самоопределения, когда осуществлен выбор специальности, ВУЗа);
  • специфику выбора ВУЗа (каким по счету был ХПИ, кто помог определиться с выбором);
  • представление о процессе учебы в университете;
  • соответствие представлений об учебе в университете реалиям университетской жизни;
  • качество работы приемной комиссии университета (эффективность, дружелюбность, оперативность, предоставление информационных услуг и т.д.).

Генеральная совокупность составляет 1859 респондентов, студентов І курса из них 1391 студентов бюджетной формы обучения, и 468 студентов контрактной формы. Опрошено 380 студента, из них 318 студентов бюджетной формы обучения и 62 студентов контрактной формы. Выборку составили абитуриенты одиннадцати факультетов: ИФ, ЭК, АП, ФТ, МШ, МТ, ЭМС, ИТ, БФ, КИТ, ЭМ. Сбор информации в ходе исследования осуществлялся методом анкетного опроса.

В результате опроса студентов после первого месяца обучения получены следующие результаты:

  1. Основным мотивом получения высшего образования для абитуриентов с 2000 по 2015 годы является уверенность в том, что высшее образование даст возможность лучше устроиться в жизни. С 2000 по 2015 годы в целом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению значимости данного мотива для респондентов (показатель возрастал с 68,1 % до 85,9 %). В 2014 году он составил 78,5 %, в 2015 – 77,6%.
  2. На протяжении всех лет исследования одним из главных мотивов поступления в наш вуз для большинства абитуриентов являлось наличие в университете специальности, по которой абитуриент желает получить высшее образование (63,8 % в 2010 г., 57,1% – в 2012г. Однако в 2014 году основными мотивами выбора ВУЗа стали сильный состав преподавателей и мощная материально-техническая база института. В 2015году основным мотивом выбора ВУЗа стал «Высокий рейтинг НТУ «ХПИ» среди других ВУЗов города» – по этой причине в наш университет поступило 66,8% респондентов.
  3. Среди мотивов профессионального выбора абитуриентов 2000-2015 годов одним из основных и стабильных является интерес к избранной специальности. Данный показатель колеблется от 37,0 % (в 2001 г.) до 56,6 % (в 2010 г.). В 2014 году 61,7% студентов избрали специальность, по которой хотят получить высшее образование, т.к. она им интересна и это максимальный показатель за все годы наблюдений. В 2015 году по этой причине поступили на специальность 57,8% студентов. Больше всего в будущей профессии респондентов привлекает престижность профессии и уровень оплаты труда – 38,4% и 34,5% соответственно.
  4. У большинства абитуриентов интерес к специальности сформировался незадолго до поступления в вуз (62,0% в 2014 г. и 69,5% – в 2015 г.) и также является максимальным за все годы наблюдений.

 Согласно результатам исследования, абитуриенты выбирают специальность самостоятельно. В 2015 году показатель составил 57,9 %. Разброс показателя за все годы исследований составляет 18,5 %: наиболее низкий показатель зафиксирован в 2005 году (44,8 %) и наиболее высокий – в 2014 году. Советом родителей или родственников воспользовались 34,5 % опрошенных. Основным мотивом профессионального выбора большинства таких абитуриентов является восстребованность на рынке труда по окончании университета (44,7 %), а также возможность построить свой бизнес или выехать на работу за рубеж – 27,9% и 26,3% соответственно.

  1. Кроме НТУ «ХПИ» абитуриенты подавали документы в такие ВУЗы как ХНУ им. В.Н. Каразина, НАУим. Жуковского «ХАИ», ХНУРЭ, ХНАГХ им. Бекетова,  ХНЭУ им. Семена Кузнеца. При этом, для НТУ «ХПИ» первенство в приоритете поступления было определено 60,5% абитуриентов, второе место в приоритете для НТУ «ХПИ» – 17,4%, и третье – 11,8% респондентов. Таким образом можно сказать, что абитуриенты в большинстве случаев целенаправленно поступали в наш ВУЗ.

При поступлении в НТУ «ХПИ» большинством поступающих первенство приоритета избранной  специальности было определено 59,7% абитуриентов, второе место избранной специальности отдали еще 18,4% респондентов и третье место – 7,9% опрошенных.

  1. Профессиональный выбор студентов в первую очередь осуществлялся в соответствии с собственными убеждениями. Большинство абитуриентов – 57,9% – выбрали специальность самостоятельно, без подсказок и советов со стороны. Для 34,5% было важно мнение родителей, родственников и знакомых. При выборе специальности искали необходимую информацию на специальных сайтах всего 6,1% абитуриентов, 6,6% поступающих обратили внимание на рекламную кампанию специальных кафедр в СМИ и Интернете, а 7,4% студентов определились с выбором специальности при помощи Дней открытых дверей, проводимых в университете. Еще 7,6% абитуриентов прислушались к мнению друзей. Лишь 2,9% студентов, принимавших участие в опросе, сказали, что определиться с выбором специальности помогли мероприятия по профориентации, проводимые в школе сотрудниками специальных кафедр университета.
  2. По мнению 63,2% студентов обучение в университете в большей степени соответствует ожиданиям, чем не соответствуют. Полностью оправданы надежды 16,1% студентов.

При обучении в университете в течение первого месяца студенты столкнулись с такими сложностями: 34,2% отметили насыщенность расписания, 25% студентов отмечают, что материал для них излагается в труднодоступной форме, 21,6% говорят о недостаточной обеспеченности учебной литературой,  плохом состоянии технической и технологической оснащенности кафедр, отсутствием интернета в аудиториях. Часть студентов – 13,2% – ожидали индивидуального подхода в обучении.