Результаты социологического исследования
«Абитуриент НТУ “ХПИ”»
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, поиск будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире. Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой зависит его будущее. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик.
Для составления портрета абитуриента НТУ «ХПИ» кроме определения мотивов профессионального выбора, самооценки личных способностей, целей обучения в НТУ «ХПИ», необходимо выяснить специфику выбора ВУЗа и специальности, а также соответствие представления об обучении в ВУЗе реалиям университетской жизни.
Объектом данного исследования являются абитуриенты НТУ «ХПИ».
Предмет исследования – мотивы получения абитуриентами высшего образования, мотивация поступления в НТУ «ХПИ», мотивы выбора специальности, период формирования профессионального интереса, качество обучения на подготовительных курсах, ценностные ориентации.
Целью исследования является изучение процесса профессионального самоопределения абитуриентов.
В ходе исследования необходимо изучить:
- мотивы получения абитуриентами высшего образования и поступления в НТУ «ХПИ»;
- мотивы профессионального выбора абитуриентов;
- период формирования интереса молодых людей к избранной специальности (процесс самоопределения, когда осуществлен выбор специальности, ВУЗа);
- специфику выбора ВУЗа (каким по счету был ХПИ, кто помог определиться с выбором);
- представление о процессе учебы в университете;
- соответствие представлений об учебе в университете реалиям университетской жизни;
- качество работы приемной комиссии университета (эффективность, дружелюбность, оперативность, предоставление информационных услуг и т.д.).
Генеральная совокупность составляет 1859 респондентов, студентов І курса из них 1391 студентов бюджетной формы обучения, и 468 студентов контрактной формы. Опрошено 380 студента, из них 318 студентов бюджетной формы обучения и 62 студентов контрактной формы. Выборку составили абитуриенты одиннадцати факультетов: ИФ, ЭК, АП, ФТ, МШ, МТ, ЭМС, ИТ, БФ, КИТ, ЭМ. Сбор информации в ходе исследования осуществлялся методом анкетного опроса.
В результате опроса студентов после первого месяца обучения получены следующие результаты:
- Основным мотивом получения высшего образования для абитуриентов с 2000 по 2015 годы является уверенность в том, что высшее образование даст возможность лучше устроиться в жизни. С 2000 по 2015 годы в целом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению значимости данного мотива для респондентов (показатель возрастал с 68,1 % до 85,9 %). В 2014 году он составил 78,5 %, в 2015 – 77,6%.
- На протяжении всех лет исследования одним из главных мотивов поступления в наш вуз для большинства абитуриентов являлось наличие в университете специальности, по которой абитуриент желает получить высшее образование (63,8 % в 2010 г., 57,1% – в 2012г. Однако в 2014 году основными мотивами выбора ВУЗа стали сильный состав преподавателей и мощная материально-техническая база института. В 2015году основным мотивом выбора ВУЗа стал «Высокий рейтинг НТУ «ХПИ» среди других ВУЗов города» – по этой причине в наш университет поступило 66,8% респондентов.
- Среди мотивов профессионального выбора абитуриентов 2000-2015 годов одним из основных и стабильных является интерес к избранной специальности. Данный показатель колеблется от 37,0 % (в 2001 г.) до 56,6 % (в 2010 г.). В 2014 году 61,7% студентов избрали специальность, по которой хотят получить высшее образование, т.к. она им интересна и это максимальный показатель за все годы наблюдений. В 2015 году по этой причине поступили на специальность 57,8% студентов. Больше всего в будущей профессии респондентов привлекает престижность профессии и уровень оплаты труда – 38,4% и 34,5% соответственно.
- У большинства абитуриентов интерес к специальности сформировался незадолго до поступления в вуз (62,0% в 2014 г. и 69,5% – в 2015 г.) и также является максимальным за все годы наблюдений.
Согласно результатам исследования, абитуриенты выбирают специальность самостоятельно. В 2015 году показатель составил 57,9 %. Разброс показателя за все годы исследований составляет 18,5 %: наиболее низкий показатель зафиксирован в 2005 году (44,8 %) и наиболее высокий – в 2014 году. Советом родителей или родственников воспользовались 34,5 % опрошенных. Основным мотивом профессионального выбора большинства таких абитуриентов является восстребованность на рынке труда по окончании университета (44,7 %), а также возможность построить свой бизнес или выехать на работу за рубеж – 27,9% и 26,3% соответственно.
- Кроме НТУ «ХПИ» абитуриенты подавали документы в такие ВУЗы как ХНУ им. В.Н. Каразина, НАУим. Жуковского «ХАИ», ХНУРЭ, ХНАГХ им. Бекетова, ХНЭУ им. Семена Кузнеца. При этом, для НТУ «ХПИ» первенство в приоритете поступления было определено 60,5% абитуриентов, второе место в приоритете для НТУ «ХПИ» – 17,4%, и третье – 11,8% респондентов. Таким образом можно сказать, что абитуриенты в большинстве случаев целенаправленно поступали в наш ВУЗ.
При поступлении в НТУ «ХПИ» большинством поступающих первенство приоритета избранной специальности было определено 59,7% абитуриентов, второе место избранной специальности отдали еще 18,4% респондентов и третье место – 7,9% опрошенных.
- Профессиональный выбор студентов в первую очередь осуществлялся в соответствии с собственными убеждениями. Большинство абитуриентов – 57,9% – выбрали специальность самостоятельно, без подсказок и советов со стороны. Для 34,5% было важно мнение родителей, родственников и знакомых. При выборе специальности искали необходимую информацию на специальных сайтах всего 6,1% абитуриентов, 6,6% поступающих обратили внимание на рекламную кампанию специальных кафедр в СМИ и Интернете, а 7,4% студентов определились с выбором специальности при помощи Дней открытых дверей, проводимых в университете. Еще 7,6% абитуриентов прислушались к мнению друзей. Лишь 2,9% студентов, принимавших участие в опросе, сказали, что определиться с выбором специальности помогли мероприятия по профориентации, проводимые в школе сотрудниками специальных кафедр университета.
- По мнению 63,2% студентов обучение в университете в большей степени соответствует ожиданиям, чем не соответствуют. Полностью оправданы надежды 16,1% студентов.
При обучении в университете в течение первого месяца студенты столкнулись с такими сложностями: 34,2% отметили насыщенность расписания, 25% студентов отмечают, что материал для них излагается в труднодоступной форме, 21,6% говорят о недостаточной обеспеченности учебной литературой, плохом состоянии технической и технологической оснащенности кафедр, отсутствием интернета в аудиториях. Часть студентов – 13,2% – ожидали индивидуального подхода в обучении.