Результаты соц. иссл. «Факторы снижения показателей успеваемости студентов НТУ «ХПИ»

Результаты

социологического исследования «Факторы снижения показателей успеваемости студентов НТУ «ХПИ»

Проблемы высшего образования в значительной степени отражают экономические и социальные проблемы общества, а потому их решение тесно связано с реформированием различных областей нашей жизни. Реформа системы высшей школы предполагает активный поиск путей преодоления различных негативных явлений. Одним из условий разрешения противоречий высшей школы является научное исследование проблемы академической успеваемости.

Данная проблема является актуальной, так как от ее решения в значительной степени зависит качество обучения в системе подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям развития общества, науки и техники.

В связи с этим возникает необходимость выяснения причин снижения академической успеваемости студентов, а именно – выделение факторов, влияющих на ее показатели.

В ходе опроса необходимо было выявить основные мотивы получения студентами высоких оценок по учебным дисциплинам, определить недостатки в организации учебного процесса, влияющие на успешность обучения, в материально-техническом обеспечении учебного процесса, а также в отношении преподавателей к работе, с точки зрения студентов.        Кроме того, необходимо также установить частоту и основные причины пропусков занятий студентами.

В ходе исследования был опрошен 751 студент НТУ «ХПИ», обучающихся на 10 факультетах (БФ, ИТ, ИФ, КИТ, ТОВ, ТМ, ФТ, ЭИМ, ЭМС, и ЭМ). Это составляет 12,5% от общего числа студентов 2-4 курсов дневной формы в пропорциональном соотношении.  Опрошенные студенты получают высшее образование по технической, химической, экономической, гуманитарной, и IT специальностям.

Большинство студентов, принимавших участие в опросе, практически не пропускали занятия в весеннем семестре – таких 53,1%, еще 30,1%  респондентов  пропускали от 1 до 3 пар в неделю. При этом, полученные данные говорят от том, что студенты разных форм обучения (бюджет–контракт) в одинаковой степени (в % соотношении) пропускают занятия, тогда как преподаватели считают, что чаще на занятия не ходят студенты контрактной формы обучения.

Исследование позволило дать характеристику качественной успеваемости студентов в весеннем семестре.

Во время последней (весенней) сессии  только на «отлично» успевали 8,1% студентов, 38,5% опрашиваемых студентов успевают на «хорошо» и «отлично», 2% студентов успевают только на «хорошо».  В целом, показатель качества обучения составил 48,7%.

Еще 34,2% получили «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», 11,6% респондентов имеют успеваемость «удовлетворительно» и «хорошо»,  лишь 1,5% студентов  закончили семестр на «удовлетворительно».

Всего лишь 30,3% студентов признают, что посещаемость занятий влияет на успеваемость, остальные 69,6% не видят связи между посещаемостью занятий и успеваемостью. В то же время 52%  преподавателей считают, что пропуски занятий очень сильно влияют на общую успеваемость студентов, а 37,6% преподавателей говорят, что «прогулы» скорее всего, влияют на успеваемость студентов. Только 2% преподавателей не видят связи между пропусками студентами занятий и их успеваемостью.

В ВУЗе начинается процесс профессиональной идентификации будущего специалиста, который выражается в его отношении к будущей профессиональной деятельности и дальнейших профессиональных планах. Исследование показало, что большинство респондентов имеют представление о будущей профессиональной деятельности и  хорошо представляют, чем занимаются специалисты в избранной профессии.

Однако, почти четверть студентов, принявших участие в опросе, имеют представление об избранной специальности не в полной мере. Надо отметить, что 2% опрошенных  студентов вообще не имеют представления о том, чем занимаются представители данной профессии.

Необходимо отметить, что все же большинство респондентов планируют по окончании университета работать по специальности.

В результате проведенного опроса решены все поставленные задачи. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

  1. Среди опрошенных студентов большинство практически не пропускали занятия. Так как опрошенные студенты допускали небольшое количество пропусков занятий, уровень успеваемости у них достаточно высокий, две трети студентов успевают по всем предметам и не имеют задолженностей, половина студентов учатся без «троек».
  2. Основными стимулами получения студентами высоких оценок по учебным дисциплинам являются: стремление сдать сессию в срок, желание не потерять стипендию, желание стать профессионалом и чувство ответственности перед родителями.
  3. Основными недостатками в организации учебного процесса, влияющими на успеваемость с точки зрения студентов являются: неудобное расписание, непродуманный подбор дисциплин по специальности перегрузка, чрезмерное обилие предметов и заданий по дисциплинам и несоответствие содержания профильных дисциплин будущей практической деятельности. Кроме этого, большинство студентов не удовлетворены содержанием и местом проведения производственной практики, возможностями общения со специалистами-практиками и взаимодействием с выпускающей кафедрой.
  4. Среди недостатков в материально-техническом обеспечении, влияющих на успешность обучения с точки зрения студентов основными являются: некомфортная температура в учебных аудиториях, отсутствие WI-FI на территории университета, плохая мебель в учебных аудиториях, отсутствие компьютеров и другого (лабораторного) оборудования, необходимого для проведения занятий.
  5. Главными недостатками в преподавании и отношении преподавателей к работе, влияющими на успешность обучения, с точки зрения студентов, являются: неинтересное, формальное изложение учебного материала, неумение преподать излагаемый материал, завышенные требования преподавателей, которые невозможно или очень трудно удовлетворить, необъективность преподавателей при оценке знаний студентов и отсутствие электронных конспектов лекций.

В ходе разработки программы исследования была выдвинута гипотеза о том, что  студенты недостаточно осведомлены о сущности получаемой специальности и это является одной из причин снижения успеваемости. Гипотеза не подтвердилась. Абсолютное большинство студентов хорошо представляют, чем занимаются люди избранной ними профессии. Вместе с тем, выпускающим кафедрам следует пересмотреть содержание и методику преподавания учебного курса «Введение в специальность».

Предположение о том, что неудовлетворённость студентов некоторыми аспектами вузовской подготовки (такими как недостаток электронных пособий, отсутствие общения со специалистами-практиками, места и содержание производственной практики  и т.д.) являются факторами, влияющими на уровень успеваемости, подтверждается в полной мере. Половина опрошенных студентов называют эти проблемы причинами, влияющими на качество успеваемости.

Одной из гипотез исследования было предположение о том, что стремление получать более высокие оценки вызвано у студентов-бюджетников в первую очередь стремлением получать более высокую стипендию, а у студентов-контрактников – стремлением работать по специальности по окончании института. В ходе исследования гипотеза подтвердилась частично: основными стимулами получения высоких оценок являются стремление сдать сессию в срок, чувство ответственности перед родителями, желание стать профессионалом. Желание не потерять стипендию важно для студентов бюджетной формы обучения.

В результате опроса студентов выяснены основные причины, влияющие на учебную успеваемость:

– несоответствие содержания учебных дисциплин, как профильных, так и общеобразовательных, будущей практической деятельности;

– неудачно составленное расписание (разные дни – разные смены, «растянутость» небольшого предмета на семестр и т.д.);

– плохая материальная и техническая оснащенность учебных аудиторий, лабораторий, некомфортная температура в аудиториях, отсутствие WI-FI в учебных корпусах;

– формальное, не интересное преподавание, незаинтересованность преподавателей в знаниях студентов; отсутствие электронных конспектов лекций и учебников; несправедливое отношение преподавателей к студентам.

Большинство опрошенных студентов считают, что пропуски занятий не влияют на учебную успеваемость.

Также установлены следующие основные причины пропусков занятий студентами:

– личные проблемы;

– некомфортная температура в аудиториях;

– необходимость подрабатывать в связи с материальными трудностями;

– отсутствие интереса к предметам;

– низкий уровень преподавания.