История кафедры


ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ (1885 г. – 1923 г.)

В.Л. Кирпичов

В.Л. Кирпичов

С 1885 по 1917 г.г. теоретическая механика в Харьковском практическом технологическом институте ( с 1898 г. –
Харьковский технологический институт) изучается как отдельная дисциплина учебного плана подготовки инженеров , наряду с
математикой , кристаллографией и гигиеной . Занятия по теоретической механике проводятся приглашенными преподавателями.

Для преподавания теоретической механики были приглашены академики Ляпунов А.М. , Стеклов В.А. С 1917 по 1925 г.г.
теоретическая механика в Харьковском технологическом институте ( ХТИ ) выкладывается на механическом и химическом
отделениях штатными преподавателями : профессорами Панченко А.В. и Сурковым И.М. , ас . Фесенко В. , который в
дальнейшем стал известным астрономом , академиком . С 1921 г. в ХТИ образована комиссия общих предметов ( руководитель
проф . Столяров Я.В. ) , объединившая штатных преподавателей , проводивших в институте занятия по теоретической механике
, теории механизмов и сопротивления материалов.

За более чем стодвадцатипятилетнюю историю университета научная школа математики и механики представляет вклад НТУ « ХПИ
» в отечественную науку существенными научными результатами и приростом знаний в области математики и механики .

Создание научной школы механики начато в 1885-1893 годах в Харьковском технологическом институте , что связано с
научными интересами первого директора ХТИ – Кирпичева В.Л. , профессора механики , выдающегося ученого и приглашенных им
профессоров , выдающихся механиков : Х.С. Головина , Д.С. Зерновая , А.Н. Ляпунова и многих других. После А.Н. Ляпунова
с 1893 по 1905 теоретическую механику в ХПТИ преподавал его ученик , профессор Харьковского университета В.А. Стеклов
(1863-1926) – всемирно известный ученый – математик – механик , философ , писатель.

Под влиянием научных работ А.Н. Ляпунова , В.А. Стеклова формируется как ученый- исследователь Иван Михайлович Бабаков
(1890-1974) – известный ученый- механик , штатный профессор ХТИ с 1923 года.

ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ (с 1925 года)

В 1925 г. впервые в ХТИ образована кафедра теоретической механики и проф. Бабаков И.М.
назначен ее первым заведующим. На кафедре работают Геронимус Я.Л., Спенглер А.Ф., Сирокомский А.И., Кибальчич
З.М. и другие. Ас. Геронимус Я.Л. впоследствии стал известным ученым в области механики, профессором.

С 1925 по 1962 г. кафедрой теоретической механики заведовал проф. Бабаков И.М.,
с 1962 по 1977 – проф. Гроза В.Ф., с 1977 по 1995 – проф. Карабан В.Н., с 1995 по 2020 –
проф. Морачковский О.К., а с 2020 проф. Адашевский В.М.
За эти годы на кафедре существенно развиты основные направления исследований.

И.М .БабаковИ.М .Бабаков
В.Ф. ГрозаВ.Ф. Гроза
В.Н. КарабанВ.Н. Карабан
О.К. МорачковскийО.К. Морачковский
В.М. АдашевскийВ.М. Адашевский

В разные годы на кафедре работали:

Штейнвольф Лев Израилевич (1916-1991)

Штейнвольф Лев Израилевич – ученый, специалист в области динамики машин и прикладной теории колебаний,
доктор технических наук. 
Научные исследования Л. И. Штейнвольфа в основном были посвящены различным проблемам
динамики силовых передач транспортных машин.

Бурлаков Анатолий Васильевич (1921-1981)

Бурлаков Анатолий Васильевич – известный ученый в области нелинейной механики и теории оболочек, доктор
технических наук, профессор, автор первого в стране учебника по теории пластичности и ползучести, двух монографий по
ползучести и длительной прочности оболочек. Посмертно был удостоен Государственной премии в области науки и техники
Украины.

Богомолов Сергей Иванович (1921-1999)

Богомолов Сергей Иванович – ученый, специалист в области теории колебаний и оптимального проектирования
турбомашин, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки, дважды Лауреат Государственной премии
Украины в области науки и техники, заведующий кафедрой динамики и прочности машин (1960 по 1992).

Голоскоков Евгений Григорьевич
(192
8-2008 )

Голоскоков Евгений Григорьевич – ученый, специалист в области динамики и прочности машин, а также
управлении движущимися объектами, доктор технических наук (1968), профессор (1970), лауреат Государственной премии
УССР (1984), декан Инженерно-физического факультета (1960-1987), заведующий кафедрой систем и процессов управления
(1977-2005), ученик академика Филиппова А.П.

Почетный доктор НТУ «ХПИ», Заслуженный работник высшей школы, лауреат Государственной премии в области науки и техники,
профессор Евгений Григорьевич Голоскоков – специалист в области теории и методов исследования нестационарных процессов,
нелинейных колебаний, а также в области теории и систем управления.
В вузе студент (с 1949 г.), молодой ассистент кафедры теоретической механики Е. Г. Голоскоков стал известным ученым,
заведующим кафедрой прикладной математики (позже – автоматизированного управления движением, а с 2000 года – «Системы и
процессы управления»). Более 27 лет он работал деканом инженерно-физического факультета. Внес значительный вклад в
развитие теории нестационарных процессов механических систем, нелинейных колебаний валов при сверхкритических оборотах
вращения и нестационарных колебаний систем при случайных воздействиях. Подготовил 14 кандидатов технических наук.
Является автором более 200 научных работ, в числе которых 3 монографии.

Аврамов Виталий Прокопович (1923-1992)

Аврамов Виталий Прокопович – доктор технических наук -1971, профессор – 1972

Окончил Харьковский политехнический институт (1951), работал ассистентом (1951-59), старшим преподавателем (1959-61),
доцентом (1961-71), профессором (1971-72), заведующий кафедры (1972-92) колесных и гусеничных машин.

Исследовал и разрабатывал ходовые части быстроходных гусеничных машин. Результаты научных разработок Аврамова и его
учеников использовано при проектировании танков Т-64, Т-80УД, Т-84 и другой военной и гусеничной техники.

Является автором следующих книг:

Основы автоматики транспортных машин. К., 1986;  Гидрообъемные передачи в гидрообъемно-механических трансмиссиях
транспортных машин. Х., 1986; Динамика Гусеничное транспортной машины при установившемся движении по неровности. Х.,
1990;      Динамика Гусеничное транспортной машины при прямолинейно движении по неровности. К., 1992.