Ляшенко, Смелая. Проблемы в межнациональных браках.

Проблемы в межнациональных браках.

Ляшенко Н .А., Смелая А. А., Харьков, Украина

После распада СССР увеличились миграционные потоки на территории Украины. В нашу страну приезжают представители стран, с которыми ранее не происходило взаимодействий. Это привело к увеличению числа украинцев, вступающих в брак с иностранцами. Существует ярко выраженная гендерная специфика этих союзов: Украина поставляет на брачный рынок именно невест, а не женихов. Поэтому мы рассмотрим браки женщин – гражданок Украины и иностранцев. Эти браки можно разделить на следующие типы:

– браки с представителями близких этносов, имеющих общее происхождение, похожую культуру и длительный период времени проживающих на общих территориях;

– браки с представителями этносов, культура которых существенно отличается от культуры украинцев. Разумеется, что наиболее сложными для адаптации супругов являются именно эти браки, ведь кроме выполнения новых семейных ролей, интерпретация которых имеет индивидуальную и гендерную специфику, ситуация усугубляется разницей в системе традиционных ценностей и норм супругов – носителей разных культур. Поэтому мы рассмотрим эти браки, как наиболее сложные для адаптации супругов. Их можно так-же поделить на два типа:

1)    браки с представителями развитых государств, которые рассматриваются как “ключ к лучшей жизни”, вариант смены менее комфортного места жительства на более комфортное;

2)    браки с представителями других государств для дальнейшего проживания семьи в Украине.

Возникает закономерный вопрос, почему не хватает своих мужчин? Мы видим 3 основные причины: нехватка, меньшее число мужчин по сравнению с женщинами (чем старше возраст, тем больше женщин по сравнению с мужчинами); вредные привычки, такие как алкоголь, наркотики, игромания в первую очередь распространенные среди мужчин, делают их не привлекательными при выборе супруга; не благоприятная экономическая ситуация в стране, невозможность найти работу с “достойной оплатой” для мужчины делает его менее привлекательным, ведь по распространенному стереотипу ценность мужчины определяется его заработком.

Брак с представителем другого государства способствует более тесному знакомству с инонациональной культурой, укреплению дружественных отношений между народами. Вместе с тем такие браки могут вызывать опасения за состояние национального самосознания супругов, конфликты, вызванные разницей культур. Поэтому, изучение таких браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем взаимодействия супругов.

Межэтнический брак – это брачный союз мужчины и женщины, каждый из которых принадлежит разным этносам. В рамках статьи мы будем выделять 2 типа современных этносов: нации как тип этнической общности, связанной общностью политической, экономической и культурной жизни; и национальности (народности) – основным признаком которых является общая территория исторического формирования и общая культура.

Конфликты происходят во всех браках, но в межэтнических они усугубляются разницей культур, социальной дезориентацией и правовой неграмотностью супругов. Временами муж и жена испытывают культурный шок от общения с родным, но непонятным супругом. Они оказываются в ситуации конфликта между привычными для них ценностями, нормами, повседневными практиками, характерными для их этнической группы и ценностями, нормами, повседневными практиками, характерными для супруга и его этноса. Сила шоковой реакции зависит от того, насколько сильно отличаются их культуры, а так же от психологических характеристик супругов – степенью их открытости-закрытости к новой культуре, терпеливостью, пластичностью, готовностью настаивать на своём, стремлению к доминированию. Существует несколько путей выхода из такого шока:

–  полная ассимиляция, когда один из супругов полностью отказывается от своей культуры, что происходит добровольно или под давлением другого супруга. Это характерно для женщин, которые выходят замуж за представителей народов, проповедующих ислам со строгим главенством мужа в семье. Другая типичная ситуация связана с дальнейшим переездом семьи в другую страну и стремлением максимально быстро приспособится к жизни в иной культурной среде, не выделяться, быть как все;

– частичная ассимиляция, происходит тогда, когда супруг жертвует своей культурой в пользу другой лишь в каких-то отдельных аспектах семейной жизни (питание, одежда, принципы воспитания детей, распределение семейных обязанностей, формы проведения досуга…), сохраняя в других привычные для себя культурные стандарты. Это – компромиссная форма решения адаптационных проблем, позволяющая подчеркивать значимость каждой культуры супругов;

– культурный обмен и взаимодействие – это попытка критически проанализировать традиционные культуры супругов и выработать общие универсальные принципы поведения совместить в семье нормы двух культур. Этого добиться очень сложно, поскольку каждый лояльнее относится к своей, а критичнее к иной культуре. Результаты такого культурного взаимодействия проявляются со временем в изменении мировоззрения супругов. Это – пример инновационного преобразования, в котором участники и их культуры рассматриваются как равноценные.

Рассматривая наиболее вероятные причины конфликтов в семьях, где супруги принадлежат не родственным, близким по культуре этносам, стоит указать на:

  • разные нормативные установки относительно главенства в семье (к примеру, в Украине официальное равноправие супругов, а в ряде стран законодательно закреплено главенство мужчины в семье);
  • непохожие требования к воспитанию ребенка (степень свободы, предоставляемой ребёнку, строгость воспитания, характер наказаний, приоритетные аспекты развития, обязанности ребёнка…);
  • неоднозначность, критическая оценка со стороны близких родственников, друзей культурных особенностей супруга – представителя другого этноса;
  • разница в нормативных требованиях к отношениям с близкими родственниками супругов и друзьями;
  • разные репродуктивные установки и методы контрацепции, связанные с культурой народа;
  • отличия в приоритетных формах проведения свободного времени, принятых в разных этносах;
  • отличия в религиозных взглядах этносов;
  • специфические особенности бытового уклада и ведения хозяйства представителей разных народов;
  • возможные разногласия в оценке полезности и рациональности питания, способах приготовления еды;
  • различия в гендерных и ролях, усвоенных супругами, что влияет на распределение семейных обязанностей, участие в экономической и политической деятельности, характер и сферы их социальной активности.

Супругам из разных этносов сложно прийти к согласию, ведь даже в браке мужчин и женщин одной культуры не все сразу ладится — молодым предстоит пройти трудный путь, пока их характеры «притрутся» друг к другу и они достигнут взаимопонимания. Поэтому на определенном этапе совместной жизни супругам непременно придется сделать решающий выбор. Скорее всего, что для сохранения семьи кому-то из них придется поступиться своими убеждениями. Изменение своих взглядов может быть как вынужденным, так и добровольным. Чаще всего уступивший просто «идет прицепом», формально соглашаясь на образ жизни своего супруга. Стремление украинских женщин к межэтническим бракам указывает ясно на их принципиальную готовность уступить лидерство мужчине. Часто это звучит как потребность «скрыться за крепким мужским плечом» сильного, самостоятельного, но вместе с тем снисходительного и спокойного мужчины.

Во взаимоотношениях мужчины и женщины — как в добрачных, так и в супружеских — люди совместно преодолевают различные неурядицы и конфликты, и таким образом испытывают друг друга и проверяют на прочность свои чувства. В контексте межнациональных взаимоотношений, когда девушке приходится полностью ломать себя, подстраиваясь под чужую культуру и даже принимать чужую веру, такая проверка может превратиться в провокацию. Этот суровый «тест» вынуждает женщину поступиться своими важными жизненными принципами, и после этого делается вывод, что она абсолютно покорна и послушна. Со временем часто обнаруживается, что супруга не может принять такой жизни, потому что попала в среду с жесткими чужими правилами, а они ей чужды, а тут просыпается память и “голос предков”. Межэтнические браки хотя и благоприятны с точки зрения генетиков, но весьма сложны с точки зрения психологов, социологов и юристов.

Comments are closed.